Алик Бахши
Израиль, - путь в небытиеОдна справедливость – основа побед.
Насилье – источник несчастий и бед. Низами
В 2002 г Саудовская Аравия выступила с мирной инициативой:
– все арабские страны признают государство Израиль,
–Израиль освобождает оккупированные территории, не препятствует возвращению палестинских беженцев, восточный Иерусалим получает статус столицы Палестины.
(Факт оккупации признал даже такой ястреб, как бывший премьер-министр Израиля Ариель Шарон.)
Израиль отверг это предложение. Казалось бы, что может быть лучше, чтобы положить конец полувековому арабо–израильскому конфликту. Но, увы, Израиль выбрал войну, войну, которую ни сегодня, ни в перспективе, выиграть невозможно и тому свидетель печальная действительность, которая имеет тенденцию угрожающе для Израиля ухудшаться.
Долгие мирные переговоры, начало которым положила Мадридская мирная конференция, представились палестинцам напрасной потерей времени. Премьер–министр Рабин оказался жертвой политики, в которой проглядывался принцип «мир в обмен на территории». Растаяли надежды палестинцев на свое государство. Вопрос возвращения миллионов палестинских беженцев так и остался вопросом. Строительство еврейских поселений на оккупированных землях продолжалось. Премьер-министр Барак, придерживающийся Норвежских соглашений, вообще отказался рассматривать статус Иерусалима. А провокационное и демонстративное восхождение на Храмовую гору (арабская святыня), бывшего в то время лидера оппозиции, Шарона, показало его намерения в вопросе о статусе Иерусалима. Началась интифада. Палестинцы вновь вернулись в изначальное состояние, предшествующее переговорам, и видели своё будущее только в борьбе с Израилем. Необъявленная война, к которой уже давно привыкли, как арабы, так и евреи, обрела новое дыхание. Никакие военные акции Израиля, как возмездие в ответ на теракты палестинцев и запуски из Газы несовершенных самодельных ракет, имеющих более психическое воздействие, чем разрушительное, не приносили успеха. Газа стала превращаться в болото, подобное ливанскому, из которого Израиль выбирался в течение 20 лет. Правительство Израиля нашло решение проблемы в возведении бетонной стены вокруг оккупированной территории, что более похоже на огромную тюрьму без крыши. Изоляция палестинцев в бетонном мешке весьма смахивает на действие государства, проводящего политику апартеида. Другое дело, если бы возведение этой стены отражало обоюдную договоренность о государственной границе между евреями и палестинцами, но, к сожалению, такой договоренности нет, и расположение стены лишь закрепляет за Израилем аннексированные территории, подчёркивая агрессивные намерения в отношении арабов, и главное, стена приобретает значение ещё одной, дополнительно созданной, преграды на пути к миру.
Обречённость палестинцев на неудачу в переговорах с Израилем привела к тому, что после выборов в палестинской автономии власть оказалась в руках радикалов из Хамаса. Этого и следовало было ожидать, ведь действительность, с точки зрения палестинцев, такова, что бесполезные бесконечные переговоры ведутся только для видимости под эпизодическом давлением Америки, ибо сегодняшний Израиль совершенно не заинтересован в появлении палестинского государства. Да и для Америки Ближневосточный арабо–израильский конфликт имеет чисто внутреннее пользование между еврейским лобби и американской политической элитой, потому что на самом деле никакого политического, а тем более, экономического прока от военно–политического союза с Израилем нет.
Неизбежная издержка такой политики, это двойной стандарт: с одной стороны американские самолёты бомбят Белград за его нежелание предоставить свободу народам бывшей Югославии, с другой стороны Вашингтон блокирует решения Совета Безопасности ООН, осуждающие военные действия Израиля в оккупированной Палестине. И только для поддержания, заметно подмоченного международного имиджа, Америка изредка одёргивает своего союзника от чрезмерного применения силы в вялотекущей, перманентной войне с «вооруженными до зубов» камнями и летающими обрезками труб (ракеты «Касам» – палестинская версия ракетного оружия) палестинцами, которые, кроме прочего, в ответ на обстрелы самонаводящимися ракетами с F-16, используют не менее точные, живые бомбы. Значительное превосходство израильтян в количестве и качестве вооружения компенсируется высокой моральной мотивацией палестинцев.
Идёт война и каждая сторона использует то оружие, которое имеет в наличие. Израиль полностью владеет всем оперативным пространством, в любой момент, в любом месте автономии может появиться танк «Меркава» и выстрелить по толпе палестинцев, а вслед за танком громадных размеров бронированный бульдозер сравняет с землёй дом, в котором жил предполагаемый террорист. С F-16 и «Апачей» производятся так называемые «точечные» ликвидации не только лидеров вооруженного сопротивления, но и его идеологов. Например, шейха Ясина (идеолог Хамаса), больного немощного старца, проведшего долгие годы в израильской тюрьме и выпущенного на свободу, видимо в надежде, что подорванное здоровье не позволит ему продолжить призывать палестинцев к сопротивлению, в конце концов «точечно ликвидировали» запущенной с самолёта ракетой. Но результат получился совсем противоположный, – Хамас одержал победу на выборах в автономии. Да разве возможно, лишив идеолога жизни, убить саму идею. Арестовываются все причастные к движению сопротивления, включая членов правительства палестинской автономии. Но всё напрасно, палестинцы, не считаясь с колоссальными потерями и лишениями, продолжают сопротивление, которое никак не удаётся подавить, единственное, что ещё не применялось Израилем в Газе, – это напалм, ковровые бомбардировки и атомная бомба. Естественно напрашивается вопрос, удостоились бы палестинцы напалма, не будь такого главного сдерживающего на сегодняшний день фактора, как мировое общественное мнение? С другой стороны, что ещё из своего военного арсенала Израиль может предпринять, чтобы одержать победу и прекратить войну, если вообще в этой войне есть такая возможность, – победить.
Бесконечная по времени и, главное в данном случае, безрезультатная для Израиля война является яркой иллюстрацией того, что народ, желающий обрести свободу, победить нельзя. У палестинцев нет армии, которую можно было бы разгромить, нет военных объектов, которые можно было бы разрушить, у них вообще ничего нет, а есть только земля и люди, люди, которые вцепились в эту землю, и никакие лишения, никакая сила не могут, оторвать их от этой земли.
Итак, весь с таким трудом начатый процесс мирных переговоров благодаря, в первую очередь, политике Белого дома, пришёл к логическому тупику, выход из которого для палестинцев только в войне. В войне, которая стала атрибутом, а вернее образом их жизни, да и смерти, если можно так выразиться, потому что насильственная преждевременная смерть – обыденное явление в жизни автономии. Угроза смерти не останавливает арабов Газы запускать «Касамы» в сторону ближайших израильских городов. Не в силах предотвратить обстрелы, израильская армия действует по принципу вендетты, наобум нанося удары по домам палестинцев, причём преимущественно ночью. В ответ на точечные ликвидации и аресты палестинцам, подобно кротам, прорывшим подземный ход к блокпосту, удалось взять в плен израильского солдата. Предложение палестинцев обменять пленённого, на находящихся в израильских тюрьмах арабов, было категорично отвергнуто. А Израиль, мстя за дерзкую вылазку и пленение солдата, вновь подверг палестинцев жестокой бомбардировке. Здесь именно месть имеет место, потому что освободить похищенного подобным способом невозможно.
Вслед за палестинцами Газы не менее дерзкий план осуществила Хизбалла, похитив двух солдат Израиля на его северной границе. На предложение обменять солдат на арестованных ливанцев Израиль с благословения Буша ответил войной. Буш вероятно по наивности полагал, что всё складывается, как нельзя кстати, и теперь с Хизбаллой будет покончено. Однако, Вторая ливанская неожиданно для евреев и американцев закончилась полным провалом.
Похоже, что всё чего касается Буш, обречено на неудачу. Учитывая всю политическую деятельность Буша как президента, американцам следовало бы вывесить перед Белым домом и в общественных местах плакаты "НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО БУШ!", дабы уберечь его от дальнейших ошибок до окончания срока каденции.
Как и в случае в Газе пленных солдат освободить не удалось, а вот Хизбoлла, вопреки ожиданию, вышла по итогам войны победительницей и подтверждение тому выводы израильской парламентской комиссии, признавшей Вторую ливанскую военной неудачей Израиля. Она изначально не могла быть удачной. Вызволить из плена израильских солдат масштабной войной затея неумная. Удалось только обратить кварталы Бейрута в руины, под которыми погибли дети и женщины, которые, видимо по представлению израильских генералов, и являются активными боевиками Хизбаллы. Но именно такое бессмысленное убийство и множит сторонников Хизбаллы.
У Израиля нет будущего без мира с арабскими соседями. Однако из–за нежелания пойти на территориальные уступки, отвергая саму возможность замирения с арабами и полагаясь на военную силу, Израиль опрометчиво отказывается от мирной инициативы, предложенной влиятельной арабской страной. Казалось бы, сама судьба предоставляет шанс на будущее. Но…. Вот этому «Но» есть объяснение. И дело здесь не в недоверии арабам, в конце концов, недоверие это ещё не причина к постоянной войне, а в гораздо более сложных, скрытых от поверхностного взгляда обстоятельствах.
На мой взгляд, политическую ситуацию в Израиле формируют несколько уникальных, можно сказать почти парадоксальных факторов:
– евреев, проживающих в Америке, больше чем в государстве евреев Израиле и влияние американских евреев на политическую жизнь Израиля громадно.
4.08.07.
Далее:
http://forum.bakililar.az/index.php?app=blog&module=display§ion=blog&blogid=213&showentry=1488