При использовании TCP/IP тот же самый процесс занял менее минуты, что наглядно продемонстрировало, как новые протоколы позволяют компьютерам быстро и легко обмениваться информацией и потенциально могут даже восстановить сеть, разделенную на части войной.
Рождение Сети
1 января 1983 года работы Серфа, Кана и многих других достигли кульминации. В день, который был назван “Flag Day” и после которого пути назад были отрезаны, каждый компьютер в ARPANET и других взаимодействующих с ней сетях должен был начать использовать TCP/IP. Со временем администраторы сетей так и сделали, связав их в новое глобальное целое.
Так и родился Интернет.Конечно, подключению к Интернету все еще препятствовали входные барьеры, что не должно удивлять, учитывая дороговизну компьютеров и линий передачи данных. Большинство пользователей онлайн в 1970-е и 1980-е были так или иначе связаны с университетами, государственными агентствами или передовыми технологическими компаниями. Однако эти барьеры постепенно исчезли, открыв путь для формирования сообщества, превысившего по численности любую нацию.
Американские военные развернули собственные сети TCP/IP и в итоге реализовали шифрование для защиты своих коммуникаций. Однако гражданскому Интернету потребовались десятилетия для широкого развертывания этой фундаментальной технологии безопасности, и все равно эта работа далека от завершения, несмотря на ускорение мер по внедрению шифрования после обнародования сведений о масштабах слежки, которую АНБ ведет в Интернете.
Шифрование не предотвратило бы все сегодняшние проблемы, многие из которых неразрывно связаны с открытой природой Интернета и астрономической ценностью информации и систем, ныне подключенных к нему. Однако оно ограничило бы возможности прослушивания коммуникаций и упростило бы для получателей проверку источников сообщений — две долговременных проблемы, остающихся нерешенными.
Серф говорит, что хотел бы, чтобы у них с Каном была возможность встроить шифрование в TCP/IP с самого начала. “В этом случае сегодня сквозное шифрование в Интернете было бы почти обыденным делом. Я легко могу представить такую альтернативную вселенную”.
И все же вопрос о том, было ли реалистичным широкое использование шифрования в ранние дни Интернета, остается открытым. По мнению некоторых экспертов, высокие требования к вычислительной мощности могли бы сделать реализацию TCP/IP слишком сложной, что привело бы к доминированию какого-нибудь другого протокола и какой-либо другой сети, а не Интернета.
“Не думаю, что Интернет стал бы настолько успешным проектом, если бы изначально требовалось реализовать в его протоколах шифрование, — считает Мэтью Грин (Matthew Green), криптолог из Университета Джонса Хопкинса. — По-моему, они поступили правильно”.
Старые изъяны, новые опасности
Взяв старт в исследовательском агентстве Пентагона, Интернет превратился в глобальную коммуникационную сеть без “контрольно-пропускных пунктов”, тарифов, полиции, армии, регуляторов, паспортов и вообще каких-либо надежных средств проверки идентичности пользователей. Государства также в итоге постепенно обосновались в киберпространстве, чтобы навязать свои законы, внедрить защитные меры и, конечно, чтобы атаковать друг друга, но сделали это с запозданием и довольно ограниченно.
Червь Морриса драматичным образом продемонстрировал обратную сторону системы с “глупым” ядром и “умной” периферией. Такая архитектура и сами технологии безопасности вынесла на периферию. Именно там сегодня регистрируется подавляющее большинство взломов: атаки запускают с одного компьютера против другого компьютера. Для большинства атак сам Интернет не является подходящей средой — это просто система доставки данных.
Червь Морриса преподнес также другой урок: устранить проблемы трудно, даже если они широко известны. Роберт Моррис, который был обвинен в компьютерном преступлении и получил испытательный срок, а впоследствии стал предпринимателем и профессором MIT, не хотел “завалить” Интернет. Он экспериментировал с самовоспроизводящимися программами и воспользовался уязвимостью, которая называется “переполнением буфера” и известна компьютерным исследователям с 1960-х. Однако она все еще была актуальна в 1988 году, когда Моррис создал своего червя, и до сих пор используется хакерами, спустя полвека после ее обнаружения.
Сложность интеграции защитных технологий в сети, созданные для другой эпохи, убедила некоторых ученых в том, что пришло время отказаться от многих компонентов Интернета и начать заново. За последние 5 лет DARPA потратила более 100 миллионов долларов на инициативу “Clean Slate” (“Чистый лист”) для решения проблем, важность которых не была полностью осознана во времена ARPANET.
“Фундаментальная проблема заключается в том, что безопасность всегда сложна, и люди всегда говорят ‘О, мы разберемся с этим позже’. Но вы не можете добавить защитные меры ‘позже’, — говорит Питер Нойманн (Peter G. Neumann), пионер компьютерных наук, который ведет хронику компьютерных угроз в бюллетене “RISKS Digest” с 1985 года. — Вы не можете сделать безопасным что-то, что изначально разрабатывалось без должного внимания к безопасности”.
Другие эксперты не так безапелляционны, однако неоднозначное наследие Интернета — такого удивительного, но такого небезопасного — продолжает вызывать тревогу у многих его основателей.
“Мне бы хотелось, чтобы мы сделали все лучше”, — говорит Стив Крокер, который часто сталкивается с проблемами безопасности в роли председателя Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN), некоммерческой группы, которая заведует распределением веб-адресов во всем мире. — Проектируя сеть, мы могли сделать больше, и бОльшую часть того, что получилось, мы делали, реагируя на проблемы, а не предвосхищая их”.
Похожие темы раз за разом всплывают и в работе Дэвида Кларка, ученого из MIT. В 1988 году, за несколько месяцев до проделок червя Морриса, он написал широко известную работу, в которой обозначил приоритеты для архитекторов Интернета. Среди семи важных целей слова “безопасность” вообще не было.
Спустя 20 лет, в 2008 году, Кларк составил для проекта Национального научного фонда по созданию лучшего Интернета новый список приоритетов. Первый пункт в этом списке говорит сам за себя: “Безопасность”.
http://bitnovosti.com/2015/09/14/net-of-insecurity-part-1/