Author

Topic: Цветочная лихорадка (Read 2163 times)

newbie
Activity: 30
Merit: 0
June 18, 2011, 03:08:53 AM
#5
Особенно вот это похоже на биткоины

Quote
С резким увеличением количества игроков на тюльпановой бирже цены стали скакать в ту и другую стороны быстрее, чем понижался или поднимался реальный спрос.
hero member
Activity: 749
Merit: 501
🌟 COMSA ICO: 10/02/17 🌟
June 17, 2011, 03:23:12 PM
#4
 Свежо предание, да верится с трудом. Ниже десяти курс могут обвалить только фанатики-партизаны, которые хотят весь рынок всести на нет, это ж такая психологическая отметка, что наскоком её не взять, резко разогреть рынок могут только "реальные" спекулянты, а они далеко не все по вызодным электронными валютами балуются. В общем, перед нами уикальное шоу с непредсказуемыми поворотам Smiley... Тюльпановый бум на этом фоне прям старая добрая поучительная сказка...  А с биткоинами тут у нас революция, смута, золотая лихорадка, валютный кризис, дефолт, семибоярщина, вооруженные восстания и перевороты и все водном стакане Smiley...
newbie
Activity: 47
Merit: 0
June 17, 2011, 12:47:48 PM
#3
завтра утром свалится до 9 и начнет ползти. к понедельнику 55 будет. потом опять просядет до 30.
hero member
Activity: 749
Merit: 501
🌟 COMSA ICO: 10/02/17 🌟
June 17, 2011, 11:15:30 AM
#2
Совсем уж та же участь точно не ждёт, а вот часть сценария будут играть по этой старой тюльпанной пьесе точно
newbie
Activity: 30
Merit: 0
June 17, 2011, 10:48:25 AM
#1
Как думаете не ждет ли биткоин та же участь?
Quote

Вирус

http://www.aferizm.ru/histiry/pic_his/holland_burherr_family.jpg
Все свое имущество - землю,
дом, обстановку, даже одежду -
готовы были заложить
флегматичные голландцы
ради того, чтобы купить пару
луковиц сверхприбыльного цветка
В XVII веке в Голландии предметом спекуляций национального масштаба стал тюльпан. Почему тысячи голландцев вкладывали все свои сбережения в луковицы эфемерного цветка, а не в изумруды, заморские специи и прочие колониальные товары, к которым страна мореплавателей имела чуть ли не эксклюзивный доступ, почему не в картины гениальных соотечественников, наконец, понять это с позиций современного человека почти невозможно. Для этого надо быть голландцем начала XVII века, букет тюльпанов в гостиной у которого означал примерно то же самое, что сейчас собственная яхта или "Роллс-Ройс". Тюльпан был статусным символом принадлежности к высшему слою голландского общества того времени. И в тот самый момент, когда луковица тюльпана оказалась по карману среднему голландцу, страну охватила лихорадка. Каждый желал урвать свой кусок от богатства, вращающегося на рынке тюльпанов.

 Тюльпан, а не какой-либо другой цветок стал предметом грандиозной спекуляции, разорившей одну из самых экономически развитых стран Европы, и еще по одной причине. Как и большинство других декоративных растений, тюльпан попал в Европу с Ближнего Востока, его завезли из Турции в середине XVI века. Но тюльпан обладал одной интересной особенностью. Из его луковиц вырастали красивые цветки той или иной окраски, а через несколько лет она неожиданно менялась: на лепестках появлялись полосы, каждый раз разных оттенков. Сейчас уже известно, что это результат вирусного заболевания тюльпанов. Но тогда это выглядело чудом. Если торговец бриллиантами должен был купить за большие деньги новый алмаз и огранить его по-новому, то владелец одной-единственной тюльпановой луковицы мог стать владельцем нового, неповторимого сорта, стоившего на тюльпановом рынке уже на несколько порядков больше.

Тюльпан был хорош тем, что его полосатые сорта идеально соответствовали потребностям верхней составляющей рынка сбыта - такие цветки были редкостью и продавались по очень высокой цене, тогда как основная масса обычных желтых, розовых и красных тюльпанов насыщали по умеренным ценам гораздо более емкий рынок для среднего класса.

В 1612 году в Амстердаме был опубликован каталог Florilegium с рисунками 100 разновидностей тюльпанов. Новым символом преуспевания заинтересовались многие европейские королевские дворы. Тюльпаны подскочили в цене. В 1623 году луковица редкого сорта Semper Augustus, пользующегося большим спросом, стоила тысячу флоринов, а в разгар тюльпанового бума в 1634-1636 годах за нее платили до 4600 флоринов. Для сравнения: свинья стоила 30 флоринов, а корова - сотню.

Чума

http://www.aferizm.ru/histiry/pic_his/holland_tulp.jpg
В 30-е годы XVII века ботанические
 атласы голландских тюльпанов были
тем, чем сегодня каталоги Cartier:
рекламным буклетом для очень богатых
Второй причиной тюльпанового бума стала чума 1633 -1635 годов. Чумой тогда называли любую серьезную эпидемию, которая могла быть и чаще всего была эпидемией холеры. Но как бы то ни было, из-за высокой смертности в Нидерландах стало не хватать рабочих рук и, соответственно, выросли зарплаты. У простых голландцев появились лишние деньги, и, глядя на тюльпановое безумие богатых, они стали вкладывать в собственный тюльпановый бизнес.

Однако тюльпаны - растения сезонные. До тюльпанового бума торговля ими ограничивалась периодом с мая (когда луковицы цветов выкапывали) до октября (тогда их сажали, а зацветал тюльпан следующей весной). Но поскольку спрос катастрофически превышал предложение, в мертвый для тюльпановых дилеров зимний сезон началась торговля крохотными отростками. Риск для покупателя, конечно, был, но и цена была, соответственно, меньше. То есть если рискнуть и купить будущие тюльпаны в ноябре или декабре, то весной их можно было продать на порядок или даже на несколько порядков дороже. А отсюда уже всего один шаг для настоящих фьючерсных сделок, и этот шаг был тут же сделан. В конце 1635 года тюльпаны стали "бумажными": большая доля их "урожая" 1636 года приобрела вид фьючерсных контрактов. Что случилось дальше, наверное, уже понятно. Началась спекуляция контрактами, как любыми другими ценными бумагами.


Большая игра


Регулярные тюльпановые торги велись на фондовой бирже Амстердама. А в провинции - в Роттердаме, Харлеме, Лейдене, Алкмаре и Хорне - в тавернах собирались импровизированные тюльпановые биржи, получившие название коллегий. На них занимались, по сути, тем же, чем и на главной амстердамской бирже, - то есть спекуляцией "бумажными" тюльпанами. Был даже разработан специальный ритуал торговли ценными бумагами на коллегиях. Например, потенциальному покупателю запрещалось называть свою цену, он мог только намекнуть, что не прочь купить данный контракт. После этого один из продавцов вставал из-за стола, и они вдвоем уединялись в задней комнате таверны. Если они не договаривались, то по возвращении в общий зал платили небольшую сумму всем остальным в качестве компенсации за срыв возможной сделки. Но торги не останавливались, и уже новая парочка удалялась в отдельную комнату. А "компенсация" несостоявшихся партнеров тут же тратилась на выпивку для всех почтенных брокеров, так что торги, надо думать, проходили весело. Если же сделка заключалась, то по возвращении из кабинета продавец и покупатель выставляли всем присутствующим магарыч и по обычаю плескали на всех пивом и водкой.

http://www.aferizm.ru/histiry/pic_his/holland_tulp_buket.jpg
Тем, кто не мог позволить себе
 живой тюльпан, приходилось
довольствоваться его изображением.
Сейчас за натюрморт
с тюльпанами XVII века можно
 купить вагон живых цветов
В 1636 году тюльпаны стали предметом большой биржевой игры. Появились спекулянты, рисковавшие перекупать "бумажные" цветы в течение лета, чтобы продать их еще дороже следующей весной перед началом сезона. Современник описывал сценарий подобных сделок так: "Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов и их иметь не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии".

Цены росли как на дрожжах. Луковицы тюльпанов Admiral de Maan, стоившие 15 флоринов за штуку, продавались спустя два года уже по 175 флоринов. Цена сорта Centen с 40 флоринов подскочила до 350, за одну луковицу Admiral Liefkin платили 4400 флоринов. Задокументированным рекордом была сделка в 100 000 флоринов за 40 тюльпановых луковиц.

Крах

Первый звоночек прозвенел в конце 1636 года, когда производители тюльпанов и городские магистраты наконец увидели, что торговля идет в основном "бумажными" тюльпанами. С резким увеличением количества игроков на тюльпановой бирже цены стали скакать в ту и другую стороны быстрее, чем понижался или поднимался реальный спрос. В хитросплетениях рынка могли разобраться только эксперты. Они и посоветовали в начале 1637 года снизить покупки. 2 февраля покупки фактически прекратились, все продавали. Цены падали катастрофически. Разорялись и бедные, и богатые.

Основные дилеры предприняли отчаянную попытку спасти положение, инсценируя для публики мнимые аукционы. Покупатели начали разрывать контракты на цветы летнего сезона 1637 года, и 24 февраля представители главных центров по выращиванию тюльпанов собрались в Амстердаме на экстренное совещание. Они предложили следующий сценарий выхода из кризиса.

Контракты, заключенные до ноября 1636 года, считать действительными, а те сделки, что были после, покупатель имеет право расторгнуть в одностороннем порядке, заплатив 10% отступного. Однако Верховный суд Нидерландов, посчитавший тюльпановодов главными виновниками массового разорения голландских граждан, наложил вето на это решение и предложил свой вариант. Продавцы, отчаявшиеся получить деньги со своих покупателей, получали право продать товар третьей стороне за любую цену, а недополученную разницу потом стребовать с того, с кем было заключено первоначальное соглашение. Но покупать больше не хотел никто.

Правительство поняло, что нельзя винить в тюльпановом безумии какую-то определенную категорию своих граждан. Виноваты были все. По стране разослали специальные комиссии, разбиравшие споры по тюльпановым сделкам. В итоге большинство продавцов согласилось получить по 5 флоринов из каждых 100, что полагались им по контрактам.

Трехлетний застой в других, "нетюльпановых" областях голландской экономики дорого обошелся стране. Некоторые потом даже сочли, что именно в период тюльпанового безумия главный конкурент Англия сумела перехватить многие исконно голландские рынки за границей. Едва ли это соответствует истине, но масштаб потрясения, которое перенесли Нидерланды в XVII веке, мы после августа 1998 года, наверное, можем себе представить. Вдохновляет во всей этой давней истории другое. Уже много веков Голландия считается страной тюльпанов, а ныне масштабам голландского цветочного бизнеса можно позавидовать.




ИСТОЧНИК
Jump to: