Пишет Лилия Ким, российский сценарист, ныне живущая в США:
"Зашла у нас тут речь о злодеях в кино. Что, мол, мир утратил четкие источники авторитета, атомизировался и сложно какого-то злодея даже внятного предъявить. И сценарист преклонных лет вместе с продюсером начали ностальгировать. Вот же было время! Холодная война! Золотой век политического триллера! Только скажешь СССР, только спутник покажешь - и все, публика замерла, внимание поймано, следят не дыша. И герои сразу такие героические, потому что героя делает злодей, а СССР в массовом сознании был сверхдержава-суперзлодей непреодолимой силы, коварства, изобретательности и настойчивости.
И тут, у меня понятно про СССР изнутри воспоминания - про талоны, пайки из серых макарон, коммуналку и офицерское общежитие с прозрачными тараканами, мощь и коварство с изнанки, так сказать. И я кисло так им говорю:
- Ну подождите еще. Может еще восстановят вам суперзлодея.
А они на меня так руками замахали, головами затрясли и горячо заспорили:
- Нет! Ну о чем ты говоришь! У них больше нет мощной идеологии. Невозможно объединить людей вокруг идеи, что небольшая группа приближенных к власти присваивает себе все ресурсы, отвратительно обогащаясь, за счет будущего абсолютного большинства других людей.
Пауза.
- Пока получается, - вздыхаю я.
- Нет! Это потому что в России нет выборов, нет независимых СМИ и создается атмосфера страха.
- Чем не суперзло? - продолжаю интересоваться я. - Тем более, что объединяют в том числе и на платформе общей ненависти к Америке.
- Нет, - качает головой пожилой сценарист. - Злодей без мощной идеологии, которую искренне разделяет его народ, не вызывает ужаса.
- СССР бросал вызов парадигме нашего существования. Всему, что Америка есть. И был ее тенью (*драматургическое - тень героя, его неосознаваемая, отрицаемая темная сторона). А то, что сейчас... Это как все эти африканские диктаторы - отвратительно, бесчеловечно, но за пределами той несчастной страны, где это происходит, никому до них нет дела и никто их не боится.
UPD хосподи боже сколько фрустрации имперских амбиций из-за мнения дедушки, который старенький. и трампа им выбрали, и вообще щас как опять восстанет коммунистическая идеология в обертке из хакеров с булавами, так вам всем настанет кузькина мать (назло бабушке отморожу уши, назло кондуктору пойду пешком). и прям столько возмущения в мой адрес, что мне про СССР только бабушка могла рассказать (спасибо конечно), а там все было зашибись. Пишут люди рожденные после 91 года мне, успевшей попришивать белые и черные воротнички-манжеты к школьной форме и погладить каждое утро пионерский галстук, побегать по полигону в зарнице, поучить уроки в очереди за мылом, послушать политинформации про загнивание капитализма и что смысл нашей жизни сдохнуть на голых гранитных сопках, защищая коммунистическую партию, посмотреть на фарцу и военторг, насмотреться на отношение партийных сволочей к дуракам, которые верят в политинформацию и т д. Знаете что, дорогие ностальгирующие по СССР, чтобы вы все туда провалились. Романтично ностальгирующие - год эдак в 82, средне - куда-нибудь в конец 70-х, а особо упоротым желаю лично прямо завтра проснуться в эпохе вашего любимого Сталина. Вот про него мне бабушка рассказывала. Да."