Таджикистан обсуждает предложение Китая о переходе в торговых отношениях двух стран на юани – национальную валюту КНР. Ранее такое предложение Пекина одобрила Япония, а ряд европейских и африканских стран размышляют о положительных и негативных аспектах данного вопроса.
В случае, если предложение будет принято Душанбе, не исключено, что в таджикских пунктах обмена валюты в первых строчках будет фигурировать китайский юань, сместив с позиций доллар и евро. Сегодня пока еще не все пункты обмена валюты в Таджикистане предлагают клиентам китайские деньги. По мнению эксперта, сегодня юани можно преобрести примерно в 90% обменных пунктов страны.
Юани на смену долларам?
Власти Китайской Народной Республики никогда не скрывали своего желания превратить юани в международную валюту. В конце ноября Йи Гана, зампредседателя национального банка Китая заявил, что его страна не собирается заниматься накоплением национальной валюты. Он имел в виду, что существующие инвестиции могут быть полезны для нынешнего развития, а также ближайшего будущего Китая. По информации агентства Bloomberg, валютные запасы Китая, основную часть которых составляют американские доллары, настолько велики, что на них КНР сможет два раза выкупить запасы золота мировых банков. По словам китайских чиновников, объемы этих запасов составляют 3 триллиона 600 миллионов долларов США.
27 ноября на встрече в Румынии, где собрались главы правительств 16 стран Центральной и Восточной Европы, китайский премьер Ли Кэтсян предложил наравне с евро ввести в пользование и китайские юани. Также, как и Таджикистан, Европа еще не дала свой ответ на это предложение.
Эксперты уверены, что с введение китайской валюты непременно поспособствует росту влияния Китая в Таджикистане, хотя, по мнению некоторых, прямое использование юаней лишь положительно скажется на экономике двух стран.
Кстати, китайский МИД выразил надежду на то, что в новый период руководства Эмомали Рахмона в Таджикистане (2013- 2020 годы) сотрудничество двух стран получит новое развитие.
Китай захватил Таджикистан?
В мае в российской прессе горячо обсуждалась новость, на которую Таджикистан так и не отреагировал. В статьях под названием «Китай ввел свои танки на территорию Таджикистана» и «Пекин захватил приграничные территории Таджикистана» говорилось о том, что Пекин за государственный долг Душанбе захватил больше территории, чем ему предоставил Таджикистан на добровольной основе.
Украинский журналист Руслан Ярмолюк, побывавший на границе Таджикистана и Китая, выяснил, что китайская дорожно-строительная техника вовсю работает на территории Таджикистана, а рабочие занимаются строительством пограничной заставы. В том же материале телевидения «Интер» говорилось, что местное население не радо таким изменениям, так как по решению властей, 1000 квадратных километров территории Таджикистана, содержащей запасы золота и урана, передана Китаю. Возможно, именно поэтому китайцы с подписанием межгосударственного соглашения приступили к освоению этой территории.
Однако факт передачи Китаю таджикских земель обществом был воспринят негативно, он также вызвал нездоровую реакцию по отношению к Китаю и китайцам, находящимся в Таджикистане. Тем не менее, по мнению Амриддина Шарипова, преподавателя факультета международных отношений в ТГМУ, такое отношение продлилось недолго, оно,скорее, носило временный характер. Коллега Шарифова Ниёзбадал Мирзоев рассказал, что позже на одной из встреч в Посольстве Китая было высказано предложение при реализации различных проектов в обязательном порядке приглашать на работу и таджикских граждан, особенно для выполнения работ, не требующих специальной квалификации. Такое решение смогло бы повлиять на изменение отношения к Китаю.
Китайская провинция?
Многие склонны считать, что 2013 год стал особым в отношениях Таджикистана и Китая. В его начале впервые президент Рахмон назвал КНР «стратегическим партнером» Таджикистана, а вскоре было подписано соглашение о сотрудничестве двух стран. По словам Вафо Ниятбекова, сегодня присутствие Китая наблюдается почти во всех сферах, в некоторых проектах Пекин занимает первое место. «В этом году общий объем инвестиций Китая в экономику Таджикистана превысил 2 миллиарда долларов США, и уже сейчас видно, что это намного больше, чем вложения традиционных партнеров, таких, как Россия», - считает эксперт.
Сегодня народ Таджикистана привык видеть множество китайских рабочих, задействованных на различных объектах. Китай инвестирует в промышленность,
связь, энергетику, добычу ископаемых, сельское хозяйство, транспорт и образование. В сентябре только компания AMER International Group Co. LTD заявила, что вложит в различные сектора экономики Таджикистана порядка 500 миллионов долларов США.
Вафо Ниятбеков считает, что планы Китая в Таджикистане и в целом в Центральной Азии напоминают американский проект о «Новом Шелковом Пути» и российский «Новый Средний Восток». Возможно, с реализацией планов Москвы по привлечению Душанбе и Бишкека в Таможенный союз и Евразийское сообщество присутствие китайского капитала в этих странах сократится. Но, по мнению эксперта, Китай уникален тем, что выступает в рамках программы по созданию «Нового экономического Шелкового пути».
Таджикистан не станет еще одной китайской провинцией, если сможет правильно воспользоваться всеми тремя программами. А в вопросе перехода на юани, по мнению Ниятбекова, Таджикистан должен подождать и понаблюдать за тем, какое сложится ситуация с этим в других странах мира.