Author

Topic: Израиль и ось Москва-Тегеран (Read 52 times)

legendary
Activity: 3318
Merit: 1022
Алик Бахши

Израиль и ось Москва-Тегеран

 
                                                                             Турция и Израиль – идеальная пара стратегических партнёров.
     На протяжении двух последних столетий Россия была для Ирана наиболее опасным соседом. Иран являлся последней преградой на пути продвижения Российской империи к Индийскому океану. И слабая нищая страна непременно стала бы её очередной жертвой, если бы не заступничество Англии. Последнюю попытку осуществить свои захватнические планы Москва предприняла в конце Второй мировой войны, когда советские войска оккупировали часть иранской территории, так называемый Южный Азербайджан. Только политический талант и прозорливость Уинстона Черчилля, предвидевшего эпоху Холодной войны, заставили Сталина вывести армию из Ирана.
       Впоследствии, под американским покровительством был создан блок СЕАТО, в который вошли Турция, Иран и Пакистан. Эта тройка образовала военно-политический щит против возможной экспансии Советского Союза на Юг. С учетом того, Турция является членом НАТО и двухсторонний договор о взаимопомощи с Соединёнными штатами, СЕАТО Таким же непреступным для посягательств, как и НАТО.
     Иран в тот период немало американского вооружения и экономической помощи. Шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, окончивший институт в Швейцарии, был сторонником развития своей страны по образцу западной цивилизации, подобно Турции, совершившей довольно смелый для ортодоксального в религиозном отношении Востока шаг, отделивший религию от государства. Но, если у Ататюрка в его прогрессивных реформах была опора в лице младотурок, то Пехлеви такой опоры не имел. И всё же благодаря нефтедолларам страна быстро развивалась в технико-экономическом отношении и стояла на пороге экономического бума.

     Вслед за американскими товарами в страну проникали семена западной культуры. Американские фильмы буквально заполонили кинотеатры и телевидение. Молодёжь как губка впитывала всё новое и необычное. «Растление душ» правоверных вызывало гнев религиозной верхушки, усмотревшей в культурном преобразовании общества угрозу своему влиянию на массы.  Все попытки убедить шаха свернуть с выбранного пути, идущего в разрез с религиозными догмами, оказались безуспешными. Более того, шах не церемонился со своими идеологическими противниками, а будущему отцу исламской революции пришлось даже покинуть Иран и превратиться в своего рода мученика за веру.

     Всем известен трагический финал преобразований иранского общества, предпринятых не кем иным, как самим шахиншахом (шахом всех шахов) Ирана Мухаммедом Реза Пехлеви. Гордый одиночка, опередивший своё время, окончил последние дни в изгнании. Жестокий террор разметал ростки новой жизни. Стражи исламской революции с превеликим удовольствием устраивали публичные казни женщин, осмелившихся появиться с открытым лицом, или уличенных в измене. Кинотеатры горели вместе с запертыми в них зрителями. Черная вуаль религиозного фанатизма вновь опустилась на Иран, оградив от остального мира, и в одно мгновение ввергнув страну средневекового мракобесия.
    Цивилизованный мир был шокирован тем, что произошло в Иране, и только Москва хранила молчание. Коммунисты всегда с уважением относились ко всем тоталитарным режимам, близким им по духу, будь то фашистский в Германии, диктаторский в Ливии или Ираке, а теперь ещё одной его разновидности – религиозному тоталитаризму в лице исламского государства Иран.

   Отлично понимая, что демократия является основным злом для своей власти, религиозная олигархия объявила западную цивилизацию врагом Ислама и всех мусульман. (Это в корне не верно, хотя бы потому, что  именно военная акция Запада спасла боснийских мусульман от геноцида, учинённого сербами.) Естественно главным противником революции стала Америка и её союзник Израиль и не по той причине, что Израиль воюет с арабами, Иран и сам  в течение 8 лет воевал с Ираком, а потому, что Ирану, как всякому тоталитарному режиму нужен враг для мобилизации духа и устранения малейшего вольнодумия внутри режима.
   Иран старается взять на себя роль лидера в мусульманском мире и для этого необходимо пропаганду подкреплять какими-то более активными действиями. До Америки не достать, а Израиль тут рядом.

    Распад Советского Союза – империи, занимавшей шестую часть суши, многое изменил на политической карте мира, перетасовав интересы и военно-стратегические планы многих государств. В сфере геополитики Россия терпит поражение, особенно в Европе. НАТО расширяется на Восток, всё ближе подбираясь к России, и если членами НАТО станут бывшие советскими прибалтийские республики и Украина, то русские военно-морские силы на Балтике и Черном море фактически окажутся заблокированными.
    Не лучше складывается обстановка и на южном направлении, где Москва вполне резонно предвидит угрозу своему тюркоязычному подбрюшью со стороны Кавказа и Средней Азии. Здесь явственней вырисовываются контуры нарождающегося под эгидой Турции блока тюркских стран от Малой Азии до Алтая, который подобно клину врезается в самый центр азиатского материка. Возможность возрождения тюркского сотрудничества на столь обширной территории меняет геостратегическую ситуацию. Это наследство Тимура обладает большим военно-стратегическим потенциалом не только благодаря пространству, но и за наличия громадных запасов нефти и газа, не уступающих запасам Персидского бассейна. Россия без сомнения опасается подобного изменения геополитической ситуации и принимает превентивные меры для недопущения возникновения  союза тюркских стран.     

   Уязвимое место у тюркского содружества – отсутствие между Турцией и Азербайджаном непрерывного территориального коридора, что также является причиной в трудности осуществления проекта прокладки нефтепровода из Баку в Турцию. В стратегическом плане положение усугубляется оккупацией Арменией 20% азербайджанской территории. Но в случае воссоединения Азербайджана с его южной частью, находящейся в Иране, создастся монолитность блока. Ирану естественно перспектива потери значительной части территории, где проживают около 30 миллионов азербайджанцев (в Северном Азербайджане азербайджанцев 9 миллионов), представляется, кошмарным сном. Вот здесь и перекрещиваются геополитические интересы России и Ирана, а уже существующая ось Москва-Ереван-Тегеран как раз и служит удавкой в этом самом уязвимом месте. Кроме того, неоконченная Карабахская война  играет роль тлеющего запала, чтобы начать военные действия в этом районе руками Армении в выгодный для Москвы момент.

    В военном сотрудничестве с Ираном Россия видит достойный ответ Западу на расширение НАТО, а помощь в строительстве ядерного реактора, который при избытке природных энергоресурсов, несомненно, нужен Ирану для создания атомной бомбы, является хорошим  раздражающим Америку и Израиль фактором. И сильно ошибаются политики считающие Россию уже окончательно поверженной. Империя Зла ещё способна спалить Землю ядерным дыханием в предсмертных конвульсиях или породить себе подобных в лице Ирана.

     Ось Москва-Тегеран должна оберегать и экономические интересы России. Россия никак не может смириться с тем, что Азербайджан в одиночку ведёт добычу нефти и газа у своих берегов и время от времени поднимает вопрос о каком-то невыясненном статусе Каспийского мора. Причем надо учитывать, что каспийской нефти может добавиться нефть Казахстана и Туркменистана. Таким образом, Баку станет перевалочным узлом транспортировки нефти Каспийского бассейна через Турцию в страны Средиземного моря.  Для России очень важно, чтобы каспийская нефть транспортировалась к Черному морю через её территорию, и политическими рычагами, используя Карабахский конфликт, Россия  будет всячески препятствовать прокладке нефтепровода из Баку в Турцию.  С другой стороны пропускная  имеющегося нефтепровода через Чечню недостаточна, чтобы осуществить прокачку того количества нефти, которое планируется добывать на Каспии. Причем надо учитывать, что к бакинской нефти добавится нефть Туркмении и Казахстана. Наряду с техническими трудностями у России существуют и политические проблемы из-за нестабильности общей обстановки на Северном Кавказе.
Принимая во внимание всё это, турецкий вариант строительства нового нефтепровода остаётся наиболее перспективным. В этом случае нефть станет более доступной для всех стран Средиземноморья, в том числе и для Израиля, тогда отпадёт необходимость везти нефть из далёкой Мексики.

   Таким образом, каспийская нефть является причиной будущих политических, а возможно, и военных столкновений.

   После серии политических поражений на Ближнем Востоке Россия не оставляет надежду возобновить свою активность в этом регионе, что не желательно как для Израиля, так и для Турции.
   Имея общих политических противников и не имея друзей в ближайшем окружении, Израиль и Турция нуждаются во взаимной поддержке и союз этих стран – лучший ответ на демарш Москвы вновь вернуться на политическую арену Ближнего Востока с помощью Ирана.

   Турция и Израиль – это идеальная пара стратегических партнёров. Сочетание страны, имеющую самую большую по численности армию среди членов НАТО и на ближневосточном регионе, и страны, обладающей атомным оружием и не связанной при этом ни с каким военным блоком и, как следствие, могущей самостоятельно принимать решения, представляет серьёзную силу, которые не могут не учитывать стратеги в Москве и Тегеране, не говоря уже о более близких соседях.
        Отсюда и недавний визит министра иностранных дел Е.Примакова в Израиль, одной из целей которого, как думается, и было прозондировать насколько глубоки израильско-турецкие военные контакты.

    В складывающейся в настоящее время обстановке заключение союза между Израилем и Турцией несомненно остудило бы пыл тегеранских фанатиков и дало бы понять, что всякие намерения нарушить сложившийся на Ближнем Востоке баланс сил не пройдёт безнаказанно.
 
    19.11.79.


 

   


Jump to: