Обнаружил ещё одну карту "Великой Армении", на этот раз более смелую. Оказывается Великая Армения включала в себя не только Вавилон, но добрую половину Парфянской империи вмести с её столицей. Более того, оказывается и Баку находился в пределах армянской империи, чего в предыдущих картах, нарисованных армянскими историками не было. Думаю на этом не закончатся исторические открытия армянских историков.
Алик Бахши
«Великая Армения», или Великая Ложь
« Ложь может взлететь как курица,
но она не может летать»
Восточная мудрость
На написанную мною раннее статью «А была ли Великая Армения?» (1) я получил со стороны оппонентов, большей частью армян, не мало возмущенных замечаний и даже оскорблений. В связи с этим в данной статье я попытался вкратце изложить, основываясь на известных исторических материалах, своё представление ситуации, связанной с территориальными претензиями Армении.
Ближний Восток является колыбелью человеческой цивилизации. Многие народы обитали на территории Ближнего Востока, здесь же появились первые соперничающие между собой государственные образования, Шумерское царство, Урарту, Вавилонское царство, Ассирия, Мидия, Персия, Финикия, Израиль, которые были объединены царём Киром в обширную Персидскую империю, просуществовавшую с 600 – 330 г. до н.э.
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э., завоевавшего Персидскую империю, образовалась империя Селевкидов, которая в 240 г до н. э. пала не выдержав давления Рима с Запада и вновь возникшей Персидской империи (Парфянское царство, позднее Персидская империя Сасанидов) с Востока.
После чего на Ближнем Востоке завязалась длительная и изнурительная война между Римской империей ( позже Византией) и персами. Боевые действия велись на территории Месопотамии и Армянского нагорья в течение четырёх веков без какого-либо успеха ни для одной из воющих сторон. Время от времени в войну на стороне Персии ввязывался понтийский царь Митридат. Немало тяжких испытаний пришлось перенести народам, в основном курдам, армянам, ассирийцам, жившим в областях, переходящих из рук в руки. Армян, которые поддерживали то одну, то на другую сторону, римляне частично выселили из Армянского нагорья в глубь империи, в Киликию (провинция Римской империи), что впоследствии дало повод армянским историкам считать Киликию территорией в составе Великой Армении. Конец римско-персидской войне в середине 7 века положил Арабский Халифат разгромивший Персию.
Арабы завоевали громадную территорию от Индии на Востоке до Пиренейских гор на Западе. Держать в подчинении из одного центра столь обширное государство с неоднородным населением было невозможно. Халифат распался на Кордовский Халифат и Багдадский Халифат. Кроме того, приходилось подавлять восстания покорённых народов. Наиболее мощное освободительное движение было на территории Азербайджана, известное как восстание Бабека (настоящее имя Гасан). В течение 20 лет Багдадскому халифу пришлось усмирять восставший народ, пока не удалось схватить Бабека и торжественно казнить.
Постепенно арабы теряют своё могущество уступая тюркам, начинается эпоха великих тюркских империй. В период 1037-1194 гг. тюрки сельджуки в результате завоеваний в Малой и Средней Азии образуют Сельджукский султанат, который принял на себя всю тяжесть крестовых походов.
К 1307 году, не выдержав мощного монгольского нашествия, султанат распался на мелкие княжества (бейлики), из одного из которых впоследствии образовалась Османская империя, просуществовавшая до 1922 года.
В период 1370 – 1507 гг. от границ Османской империи до Индии в результате завоеваний Тимура образуется Империя Тимуридов или Туран.
В 1501-1722 династия Тимуридов сменяется другой тюркской династией Сефевидов (Кызылбашское государство).
На смену Сефевидам к власти в Персии приходит тюркская династия Каджаров, правление которых продолжалось до 1925 года.
Из краткого хронологического обзора всех известных империй ближневосточного региона от Адама до наших дней выпадает одна, внезапно появившаяся империя, а именно Великая Армения от моря и до моря, как её называют современные армянские историки, о существовании которой до недавнего времени ничего не было известно. Представленная ими на карте Великая Армения недаром была названа ими великой от моря и до моря, ибо занимала громадную территорию расположенную между всеми морями Востока.
Невольно напрашивается естественный вопрос, в какой исторический период она существовала? Судя по карте, Армения действительно была великой. Её берега омывались пятью морями – Черным морем, Каспийским, Средиземным, Красным морем, а также водами Персидского залива. Однако истории известны финикийские мореходы, греческие, хазарские, арабские, персидские, турецкие, и, как это ни странно, нет ни слова об армянских мореплавателях. Более того, опять таки, судя по нарисованной карте, Армения действительно была великой и не иначе как в статусе империи, следовательно обширные территории с населяющими их народами были армянами завоёваны, и завоёваны до того, как начались римско-персидские войны. Если так, то Риму и Персии пришлось бы вести войну именно с Великой Арменией, прежде чем схлестнуться между собой. Причем войну довольно серьёзную, если принять во внимание ту обширную территорию, которой владела Армения. Однако история хранит молчание о победах Армении над Финикией, Мидийским царством, Понтийским царством. Без победных войн империя не может состояться, история не знает таких примеров. Александру Македонскому также не довелось сражаться с Великой Арменией. С какой же из известных империй сражалась, как и подобает всякой империи, Великая Армения, и главное когда? Армянским историкам явно предстоит сделать довольно много исторических открытий, восполняющих весьма существенный хронологический пробел в истории, для Великой Армении с её обширными завоеваниями. Полагаю, армяне уникальный и талантливый народ, и армянские историки, обнаружившие Великую Армению, в ближайшее время найдут исторические факты, подтверждающие их открытие.
Хотелось ещё остановиться на некоторых деталях уникальных для армянского народа. Дело в том, что как было указано выше, в ближневосточном регионе обитало и обитает множество народов без своего государства, наиболее многочисленные из них это курды, коих в Мире 36-45 млн и армяне численностью 10-12 млн. Интересно, и курды и армяне проживали издревле в одной и той же области, одновременно называемой Курдистаном и Армянским нагорьем.
И курды и армяне пытались после Первой мировой войны, воспользовавшись поражением Османской империи, создать своё государство. Недаром дашнаки во время проводимой ими в 1915 году этнической чистки на востоке Турции в преддверии наступающей русской армии, истребляли наряду с турками также и курдское население. Правда курдам удалось ненадолго создать в районе Арарата самопровозглашённое курдское государство (Араратская Курдская Республика), просуществовавшее с октября 1927 года по сентябрь 1930 года. (2) В этом плане армянам повезло больше, - Москва на территории бывшего Ирванского ханства Азербайджана, куда ещё в царское время поселили армян из Персии и Турции, выделила им землю под Советскую Социалистическую Республику Армения. Азербайджанское население, которое на момент завоевания русскими Ирванского ханства составляло 90% (по 5% приходилось на армян и курдов), было полностью изгнано. Исторический центр города Ирвана с дворцовым комплексом армяне варварски разрушили, не оставив и следа. Все последующие годы искусственно созданная армянская республика обрастала новыми территориями за счет Азербайджана и Грузии на том основании, что там проживали армяне. Так, в 1920 году большая область Азербайджана Зангезур была передана волевым решением Москвы Армении с последующей депортацией коренного азербайджанского населения.
В отличие от других народов армяне издревле расселялись по всему Ближнему Востоку, создавая при этом компактные очаги проживания. Например, когда русская армия вошла в Грузию, 60% населения Тбилиси составляли армяне. Так, что следуя, тенденции, армяне могут предъявить претензии и на грузинскую столицу. Надо отметить, способность армян легко мигрировать в другие страны, создавая при этом анклавы с плотным населением, что хорошо прослеживается и в наше время. Подобные анклавы образовались на Кубани, в курортных городах Северного Кавказа. До Карабахской войны целый район в Баку назывался Арменикендом. Думается это обстоятельство и послужило поводом армянским картографам внести Баку в пределы Великой Армении. Претензии армян на Карабах (бывшее Карабахское ханство) обернулись войной и 30-летней оккупацией 20% азербайджанской земли. В настоящее время во многих, особенно благополучных, странах существуют армянские диаспоры, и, как знать, все они имеют шанс быть внесенными в карту Великой Армении.
Характерной чертой для армян является их самоопределение как самого древнего талантливого народа с богатейшим культурным наследием, превосходящим все известные народы, за что все они должны быть обязаны армянам. Оправдание всем своим действиям армяне видят в национальном превосходстве над другими народами. Очень метко это обстоятельство о национальном превосходстве армянского народа подметил Василий Гроссман («Знамя», н.11, 1988):
• «С коварной лёгкостью теряет национализм народа свою благородную основу, он не становится грозным, он становится, жалким, не вызывает, а унижает. Так стремясь доказать некую неполноценность, человек обнаруживает свою собственную. Кое кто из моих собеседников во всех областях человеческого творчества прежде всего особо выделял армянский национальный приоритет в архитектуре, науке, поэзии. Они подчеркивали превосходство архитектурных достоинств храма в Гарни над казавшейся им примитивной архитектурой Акрополя: говоря о поэте Туманяне настойчиво убеждали меня, что гений Туманяна выше гения Пушкина. Суть конечно не в том, что не совершенней ли архитектура Гарни над архитектурой Акрополя, гениальней ли Туманян, чем Пушкин, суть, и суть конечно печальная, в том, что и поэзия, и архитектура, и наука, и история сама по себе, по существу своему в разговорах некоторых моих собеседников перестают значить. Они значат лишь для того, чтобы обнаружить превосходство армянского национального характера над национальным характером других народов. Не поэзия оказывается важна, а важно лишь доказать, что армянский национальный поэт выше скажем, русского или французского поэта. Мои собеседники, сами того не замечая, обедняли свои души и сердца тем, что переставали радоваться поэзии, совершенству архитектуры, величию науки, а видели в поэзии и науке лишь средство утверждать своё национальное превосходство. Это стремление бывает так фанатично, узко, что минутами кажется проявлением безумия.»
см. далее