Эта статья была напечатана в Израиле в газете “Наша страна “ (24.09.98.)
под впечатлением исторического визита Гейдара Алиева в Англию и может быть
будет интересна как страничка недалекого прошлого.
Алик Бахши
ВОКРУГ КАСПИЙСКОЙ НЕФТИ
Один израильский русскоязычный журналист (не буду называть его имени) сказал: "Какое отношение имеем мы к каспийской нефти? Это интересно для Баку, но никак уж не для Израиля!"
Отношение, между тем, самое прямое: при осуществлении прокладки нефтепровода из Баку в Турцию у Израиля появится возможность приобретать более дешевую нефть, чем сейчас, и рядом, а не везти её из далёкой Мексики. Тогда, может быть, этот журналист будет меньше платить за бензин, за билет в автобусе и в "Хеврат хашмаль".
Шельф Каспийского моря в районе Баку по прогнозам является одним из богатейших нефтяных месторождений, которому прочат роль второго Кувейта. В связи с этим Баку невольно может стать центром, зарождающихся политических бурь и интриг. Так уж повелось, там где есть нефть, неизбежно столкновение политических интересов. Во время Второй мировой войны захват Баку входил в стратегические планы Германии, что решало для неё проблему постоянной нехватки горючего и ставило Советский Союз на грань военной катастрофы. Англия заранее концентрировала военные силы на Ближнем Востоке для защиты Баку в случае прорыва немецких войск на Кавказом направлении. С распадом последней империи бакинская нефть впервые стала достоянием Азербайджана, но экономические выгоды возможны только при успешном решении возникших политических и экономических проблем.
За всю почти вековую добычу нефти уже казалось, что недра бакинских нефтепромыслов истощены, а дальнейшая их эксплуатация бесперспективна и Москва, видимо, не особенно сожалела о потере Азербайджана как нефтедобывающей страны. Но вскорости оказалось с точностью наоборот. Геологическая разведка подтвердила наличие колоссальных запасов нефти у прилегающего к Баку морского шельфа. Эмиссары крупнейших нефтяных компаний устремились в Баку. Совершенно неожиданно Азербайджан оказался нефтяным конкурентом для России. Здесь надо учесть и удачное географическое расположение Азербайджана близкое к малоазиатскому побережью Средиземного моря и к Персидскому заливу. Прокладка нефтепровода через территорию Грузии к турецкому порту Джейхан сделает Каспийскую нефть легкодоступной для всех стран Средиземноморья. Кстати, от Джейхана до Хайфы рукой подать, что намного ближе заокеанской Мексики, которая поставляет нефть Израилю. Кроме того, в перспективе планируется провести нефте- и газопроводы по дну Каспийского моря от Красноводска до Баку. Таким образом, Баку станет поставлять в Турцию не только Каспийскую нефть, но нефть и газ, добываемые в бывших советских среднеазиатских республиках и все это без какого-либо участия России, что естественно вызывает крайнее огорчение Москвы. Кремлёвские политики используют все каналы давления на Азербайджан, чтобы Каспийская нефть транспортировалась исключительно через Северный Кавказ в Новороссийск по существующему нефтепроводу.
Но, во-первых, пропускная способность его недостаточна, во-вторых, политическая обстановка на Северном Кавказе далека от стабильности и хотя, русские прокладывают нефтепровод в обход Чечни, рост антирусских настроений в Дагестане может свести на нет все их усилия. И в-третьих, по экономическим и политическим причинам Азербайджану выгоднее, чтобы основной поток нефти шёл в Турцию, потому что в этом случае как добыча, так и реализация нефти будет происходить в странах тюркского мира, что явится важным фактором в их консолидации в деле возрождения Великого Турана. Конечно последний довод выглядит весьма гипотетически, но Россия всерьёз обеспокоена за свое тюркоязычное подбрюшье.
Главный козырь, имеющийся у Москвы в плане оказания давления на Баку, это Карабахский конфликт. Но тут российские политики оказываются перед дилеммой. С одной стороны, геополитически Армения для России традиционно важный союзник на Кавказе и руками Армении Россия может вновь разжечь пламя Карабахской войны, что с радостью было бы воспринято пришедшей к власти в Армении партии войны во главе с Робертом Кочаряном. С другой стороны, военный союз с Арменией не несёт никаких экономических дивидендов, которые могли бы быть даже при равнозначном отношении Москвы к Армении и Азербайджану.
Нефть это единственный и весьма важный козырь, имеющийся у Азербайджана, который при удачном и осторожном розыгрыше сулит большие экономические и политические выгоды. Именно осторожном, не раздражая Москву и не давая повода на открытое недовольство. Надо отметить, что президенту Азербайджана Гейдару Алиеву пока удается подобная политическая игра. Идя навстречу желанию России, Азербайджан согласился поставлять нефть в Новороссийск. Есть также незначительная доля участия российской компании “Лук ойл” в разработке нефтяных месторождений. Однако, на этом заканчивается вся причастность России к Каспийской нефти.
Пока ведутся долгие переговоры о статусе Каспийского моря, проделывается большая работа по подписанию нефтяных контрактов с западными компаниями без участия России, которая, кроме политических амбиций, не обладает реальными финансовыми возможностями для участия в этих проектах. В настоящий момент ведутся переговоры с конкурирующими между собой европейскими и японскими фирмами о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан, с вводом которого отпадет целесообразность ветки Баку- Новороссийск.
В конце июля состоялся визит президента Азербайджана Гейдара Алиева в Великобританию, где он был принят всеми первыми лицами и даже самой королевой Елизаветой 11. Помпезность приемов соответствовала важности заключенных там трех контрактов. Надо заметить, президент Алиев по непринужденности и изысканности поведения не отличался от английского Высшего света, а речь его на торжественном приеме у мэра Лондона была просто блистательной и вызвала море оваций. Невольно напрашивается сравнение с президентом России Б. Ельциным, с его грубой, совершенно лишенной ораторского искусства речью и с заискивающе-панибратской манерой общения заграницей, манерой, которую иначе, как медвежья, не назовёшь.
Успешный визит Алиева в Лондон, видимо, вызвал большую ревность в Москве, если сразу по его завершению в Баку прибывает председатель комитета по международным делам Государственной Думы Владимир Лукин, надо полагать, с целью прозондировать есть ли изменения в позиции Азербайджана касательно статуса Каспия и какие возможные действия должна предпринять Россия, чтобы сдвинуть наконец переговоры с мертвой точки.
Кажется стоит более подробно осветить момент встречи, ибо российская сторона не дала должной информации, в то время как на встрече президент Алиев откровенно выразил мнение о причинах, мешающим сближению позиций Москвы и Баку. Интересно отметить, что встреча состоялась в присутствии прессы и полностью транслировалась по азербайджанскому телевидению. Этот факт говорит о том, что Алиев чувствует уверенность в своей правоте и надеется, что позиция Азербайджана найдет понимание и международную поддержку.
На встрече Лукин отметил, что Азербайджан и Россия движутся в одном направлении, но имеются моменты, которые их разделяют, есть “некоторые ощущения, что иногда мы задеваем друг друга локтями”.
Претензии Лукина заключались в том, что переговоры о статусе Каспия тормозятся по вине азербайджанской стороны и это несмотря на то, что Россия изменила свою первоначальную позицию в сторону прогресса, но компромиссы должны быть с обеих сторон. Азербайджану следует сбалансировать позицию на переговорах. В ответ на реплику Алиева об имперских замашках некоторых членов госдумы Лукин сказал, что история необратима и не стоит обращать внимание на думских крикунов, тем более что их там меньшинство.
Касаясь Карабахской проблемы, Лукин полагает, что Россия старается делать всё для урегулирования конфликта, заметив правда, что её можно упрекнуть в недостаточно энергичном действии для его решения, но что необходимо и терпение. Лукин выразил позицию госдумы, считающей, что Россия должна занимать сбалансированную позицию в отношении стран СНГ, признав при этом, что в его стране есть силы думающие, что “армянская синица в руке надежнее, чем журавль в небе”.
В своей ответной речи президент Гейдар Алиев дал объяснение природы разногласий между Азербайджаном и Россией. По его мнению, они проистекают из неодинакового отношения Москвы к кавказским республикам, как во времена Советского Союза, так и в нынешние. Армения для России всегда была более близкой, чем Азербайджан и это не имело бы большого значения, если не Карабахский конфликт, пострадавшей стороной в котором является Азербайджан. Будучи посредником и сопредседателем минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта, Россия в то же время имеет особые отношения с Арменией, которые были закреплены в прошлом году договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной военной помощи. Азербайджану не приветствует и действия России с незаконными поставками в Армению оружия на 1 млрд. долларов. По этому факту было возбуждено уголовное дело, которое застряло в коридорах российской прокуратуры. Чувства недовольства вызывает недавнее заявление министра обороны Игоря Сергеева о том, что Россия будет поставлять Армении ракеты С-300. Негативно воспринято и высказывание президента России Бориса Ельцина после ухода в отставку президента Тер-Петросяна о том, что “Армения находится в поле наших стратегических интересов, это близкая нам страна, потому что она христианская”. Алиев акцентирует внимание Лукина на том, что Азербайджану непонятны подобные несбалансированные действия Москвы в рамках СНГ.
Касаясь проблемы статуса Каспия, президент Алиев выразил уверенность в дальнейшем продвижении вперед в этом вопросе, и он не видит здесь больших проблем. Президент подчеркнул, что разработкой минеральных ресурсов на Каспии занимается пока только Азербайджан, а в подписанных контрактах участвуют и российские компании. Во время недавних переговоров в Баку с российской делегацией был подготовлен ряд документов о судоходстве, рыболовстве и экологии.
Глава Азербайджана счёл нужным заверить российского парламентария в том, что Россия может быть спокойна за своих соотечественников. Азербайджан транслирует три ведущих телеканала из Москвы. Алиев сказал, что он сам каждый день смотрит программу новостей. В Азербайджане функционируют учебные заведения с обучением на русском языке. Чего, кстати, нет в Армении, в которой преподавание на русском языке законодательно ликвидировано, образование обязано вестись только на армянском языке и это союзник России, а в Азербайджане наоборот количество обучающихся на русском языке увеличивается, причем за счет азербайджанцев.
См. далее