В моей голове не складывается стройная концепция криптовалюты как имущества. Допустим, на моих адресах в блокчейне есть 4 UTXO общей ценностью 1 BTC. Что из этого является моим имуществом: 4 UTXO или 1 BTC? Чем больше я вчитываюсь в российский закон о ЦФА, тем больше склоняюсь к мысли, что моим имуществом там предлагают считать не четыре моих UTXO, а один мой BTC. (Цитаты приводить не буду, потому что там ужас какие сложные формулировки, и я сначала цитаты написал, но потом понял, что каждый, кто их прочитает, остановится на этом и дальше ничего читать не будет, а я ведь ещё даже не подошёл к сути.)
Мне такой подход кажется нелогичным. Биткоин - это единица измерения ценности. Говорить, что биткоин - это имущество, - это всё равно что называть имуществом метр или килограмм.
Но я не вижу оснований и для того, чтобы называть четыре UTXO моим имуществом. Ведь этим «имуществом» на самом деле владеет каждый, у кого есть соответствующие приватные ключи. А кто может с уверенностью утверждать, что приватные ключи есть только у меня? Даже я сам
не могу!
Может быть, имуществом стоило бы называть сами приватные ключи? Но я не понимаю, как можно применить концепцию имущества к набору символов. Если считать набор символов «123456», который я сейчас вижу на своём дисплее, моим имуществом, то как быть с точно таким же набором символов «123456», который вы видите на вашем дисплее? Чьим имуществом является он? Я ещё ни разу не получал понятного мне ответа на такой вопрос.
Но сегодня мне пришло в голову, что на отношения, связанные с криптовалютой, неплохо ложится институт коммерческой тайны. Вот смотрите.
Основные признаки коммерческой тайны:
1. Информация должна иметь коммерческую ценность. Это означает, что обладание информацией должно приносить экономические или иные выгоды.
2. Информация должна быть неизвестной третьим лицам. Если информация уже известна общественности, она не может считаться коммерческой тайной.
3. Обладатель информации должен иметь законное право на ее использование. Это означает, что информация должна быть получена законными способами, например, в результате интеллектуальной деятельности или работы.
4. Обладатель информации должен принимать меры к охране ее конфиденциальности. Это означает, что он должен совершать действия, направленные на предотвращение несанкционированного доступа к информации, её использования или разглашения.
Коммерческая тайна охраняется законом от незаконного получения, использования и разглашения.
Всё это можно применить к приватному ключу, если рассуждать следующим образом.
Я имею возможность произвести транзакцию, входами которой будут любые из моих четырёх UTXO. Для того, чтобы произвести эту транзакцию, нужен приватный ключ, который я храню в секрете. Таким образом, сведения о приватном ключе являются ничем иным как
секретом производства транзакции. Секрет производства - это один из видов коммерческой тайны.
1. Коммерческая ценность такого секрета производства равна сумме денежных средств, которую на свободном рынке можно выручить за проведение транзакций с моими четырьмя UTXO (т.е. в результате обмена биткоинов на фиатную валюту).
2. Приватный ключ на то и приватный, что обществнность его не знает.
3. Право на использование этого секрета я получил, законно сгенерировав приватный ключ в специальной программе.
4. Я храню ключ в тетрадке, а тетрадку под замком. Если не принимаю мер для защиты и пишу ключ где попало, то закон никакой охраны не предоставляет.
Секрет производства - это понятие, закреплённое в гражданском кодексе, и на него могут быть установлены имущественные права. Есть незаконные способы получения секрета производства (например, тайно похитить у меня тетрадку, где он записан, и сфотографировать его), а есть законные (например, случайно сгенерировать). Секрет производства может включаться в имущество организации, и по аналогии приватный ключ тоже может в него включаться. На мой взгляд, причисление приватного ключа к объектам коммерческой тайны - это гораздо более стройный и понятный подход, чем отнесение самой криптовалюты к имуществу.
Нужно только распространить охрану секретов производства на физических лиц. А то сейчас секреты производства могут быть только у коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.