Author

Topic: Купить криптовалюту и положить на полочк&#109 (Read 156 times)

jr. member
Activity: 37
Merit: 7
Code:
[code]
[/code]В предыдущей серии статей мы обсуждали вопрос “жив крипторынок или мёртв?” Ответ был однозначен: жив и бурно развивается. И проявляется это не только в курсах валют, но и во множестве других показателей начиная от объёмов торгов и кончая политическим признанием цифровых активов.

Тем не менее, крипторынок, которому в этом году исполняется 10 лет, всё ещё находится в фазе становления. Криптовалютами владеет небольшой процент мирового населения. Но этот процент растёт, что способствует росту курсов валют. И, как мы покажем, этот рост может за несколько лет превратить $5000 в $300000 даже без учёта регулярных пузырей.

Медленная эмиссия криптовалют как залог роста их курсов

Одна из проблем национальных валют - их подверженность быстрой инфляции в периоды кризисов. Их эмиссия (выпуск новых денежных единиц) контролируется правительствами и центробанками, и не всегда это контроль во благо экономики. В ситуации бюджетного дефицита у правительств есть большой соблазн восполнять дефицит печатью новых денег, подстёгивая инфляцию. Россиянам политика решения всех проблем “печатным станком” знакома по 1990-м годам, особенно - по 1992-1993.

При высоких темпах инфляции деньги лишаются одной из важнейших функций - функции сбережения богатств. Полученные зарплаты быстро обесцениваются. Это подрывает доверие к национальной валюте, и вместо неё граждане начинают использовать что-то другое - например, американский доллар.


Вред безрассудной эмиссии не только для экономик, но и для международного имиджа стран давно известен. Эмиссионные центры ведущих валют заботятся о репутации и проводят осторожную политику, стараясь не допускать высокой инфляции. Но страны “второго эшелона” часто действуют по принципу “после нас хоть потоп”. Так, в 2018 году результаты популистской эмиссионной политики сильно ударили по валютам Турции, Аргентины и Венесуэлы. Но в отличие от кризисов всех предыдущих лет, эти кризисы сподвигли граждан массово закупать не только доллары и евро, но и... криптовалюту.

В 2018 году был разрушен миф, что криптовалютами интересуются, преимущественно, жители ведущих экономик. Августовский опрос банка ING показал, что криптовалютами владеют 18% турок, тогда как средний показатель по ЕС - лишь 9%!

Трудно сказать, каковы были главные соображения граждан Турции или Аргентины в пользу криптовалют. Возможно, кто-то выбрал их из протестных соображений. Кто-то - в силу относительной стабилизации курсов летом 2018. Кто-то - в надежде на будущий рост. Но глубинная причина, по которой криптовалюты действительно хороши против инфляции - это особенности их эмиссии.


Эмиссия криптовалют алгоритмически ограничена. Никто не может за быстро удовоить денежную массу Биткоина (BTC), Эфира (ETH) или Монеро (XMR). Более того: денежную массу конкретно BTC удвоить нельзя принципиально: максимальное число монет ограничено 21 миллионами, а уже выпущено (намайнено) более 17. Сейчас инфляция BTC составляет порядка 3% в год, но со временем она снижается и через несколько лет будет ниже 1%. Типичные для национальных валют кризисные показатели инфляции в десятки и сотни процентов годовых для основных криптовалют уже невозможны. Поэтому из фундаментальных соображений криптовалюта действительно является надёжным долгосрочным вложением.

Более того. Если число пользователей криптовалют растёт, а эмиссия невелика, то курсы этих валют при прочих равных тоже должен расти. И это действительно наблюдается, если исключить локальные колебания типа пузыря 2017-2018 годов.

Закон Меткалфа: сколько времени нужно, чтобы стать миллионером?

Как мы уже рассказывали [ссылка на статью 2], есть закономерность, согласно которой число кошельков BTC (а вероятно, и общее число пользователей криптовалют) в мире удваивается примерно каждый год. В своё время похожим образом (только с другими временами удвоения) росло число пользователей Facebook и других мировых соцсетей. Согласно закону Меткалфа, капитализация проекта в таких случаях растёт пропорционально числу пользователей. А для криптовалют это означает и аналогичный рост курсов в силу ограниченности эмиссии. Конечно, криптовалюты гораздо волатильнее большинства других активов. Но если “срезать” с их графиков пузыри и рассмотреть лишь периоды, когда нет явной переоценки, то вырисовывается примечательная картина.

В конце апреля 2019 года BTC стоил примерно $5200. Эта цифра гораздо ниже почти всех значений 2018 года, но мы скромно предположим, что именно это - его “адекватная цена” без переоценки и недооценки. В таком случае, в конце апреля 2018 адекватной ценой BTC была $2600, в тот же период 2017 - $1300 и т. д. Насколько это соответствует действительности? Цифра 2018 года сильно занижена: реально в тот период BTC стоил более $9000, но это можно списать на последствия пузыря, который ещё не успел сдуться. Зато цифра 2017 поражает точностью: реально в конце апреля 2017 BTC стоил $1270, что отличается от нашей оценки лишь на 2%!

Чтобы проверить закономерность точнее, построим таблицу ожидаемых и реальных курсов BTC в разные годы. В том числе - вероятных курсов в будущем. При составлении таблицы мы будем исходить из двух смелых предположений.

⦁   Курс BTC в конце апреля 2019, равный $5200 - это его адекватный рыночный курс. Без пузырей, недооценок и переоценок.
⦁   Адекватный курс BTC в 2013-2025 годах удваивается каждый год.

Если предполагаемый и реальный курс BTC в некотором году отличаются менее, чем вдвое, то мы отмечаем их в таблице зелёным цветом, если сильнее - то красным. Голубым показаны будущие оценки.  


Для проверки закона Меткалфа значение имеют первые 6 лет таблицы, для которых можно сравнить реальные и теоретические значения. Как мы видим, 4 из 6 случаев отмечены зелёным, а оба “красных” случая - это хвосты пузырей.  

Особенный интерес представляет результат апреля 2013 года, когда крипторынок был в зачаточном состоянии. Если бы наши предположения содержали значительные ошибки, то это особенно ярко должно было проявиться в 2013 (как на самой дальней границе оценки). Тем не менее, результаты 2013 различаются лишь на 20%.

Заключение

Итак, наша таблица в 2013-2019 годах выглядит правдоподобной. Вероятно, она справедлива и на какое-то время в будущее. Если сегодня вложить в BTC порядка $5000, то, возможно, к 2025 году они превратятся в $300 000. Продолжая закономерность, в 2026 это будет $600 000, а в 2027 - более миллиона. Впрочем, эта оценка уже сомнительна, и вот почему.

Экстраполируя результаты в будущее, надо соблюдать осторожность. В таблице мы не стали продолжать результаты далее 2025 года. Дело в том, что ежегодные удвоения курса BTC потребуют к этому времени роста числа пользователей до 2.5 миллиардов. А чтобы удовоения продолжились в 2026 и 2027, число пользователей должно достигнуть, соответственно, 5 и 10 миллиардов. Но последняя цифра превышает нынешнее население Земли.

Как показывает опыт соцсетей и некоторых других интернет-явлений, их рост часто имеет экспоненциальное начало: число пользователей или узлов удваивается через равные промежутки времени. Но когда охват становится сравнимым с населением Земли, рост резко замедляется.

В приведённой таблице, на наш взгляд, умеренного доверия заслуживают оценки до 2024-2025 годов, но в дальнейшие годы замедление неизбежно. Едва ли число пользователей в 2027 году достигнет 10 миллиардов. Вложившись сегодня, превратить 4-значную долларовую сумму в 6-значную к 2025 году вполне реально. А сделать то же между 2021 и 2027 годами - уже гораздо сомнительнее.

Аналитический отдел, компании «Трайдент Гермес», Виктор Аргонов, кандидат физико-математических наук.
Первоисточник: http://trident-germes.ru/istoriya-razvitiya-kriptovaljuty/
Facebook: https://www.facebook.com/TridentGermes/
Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=sHsxFdmIng8
Vk: https://vk.com/trident2015



Jump to: