Монетарные страсти: как двадцатилетний вундеркинд переустраивает интернетЕго все время хочется назвать, как положено в России, Виталием, но в Канаде, где он живет с шести лет, прижилось детское — Виталик. Из русского уменьшительного имя стало английским полным — Vitalik. Так Бутерина зовут и авторы статей в авторитетных журналах, и интервьюеры специализированных онлайн-СМИ, и организаторы конференций.
Бутерин символизирует популярный сегодня в бизнесе образ юного гения. Победитель олимпиад по математике и программированию, в 19 лет он создал платформу, которая представляет радикально новый подход к разработке интернет-проектов. По совокупности качеств она больше напоминает утопию, чем архитектуру веб-приложений. Но утопия Бутерина работает. Вышедшая в феврале этого года бета-версия проекта Ethereum предлагает переустройство веба на принципах, заимствованных у скандально популярной криптовалюты Bitcoin. Веб-сервисы, которым не нужны серверы для вычислений и хранения данных, защищенные от взлома и прозрачные для транзакций. В качестве бонуса — личные валюты, превращающие, например, краудфандинг в персональное IPO. Все это выглядело бы очередным прожектом, если бы, используя декларируемые принципы, Ethereum не сгенерировал уже $12 млн на собственное развитие. Причем речь идет не об инвестициях. Это те самые «новые деньги» и новые принципы финансового устройства, которые Ethereum предлагает индустрии.
Веб в стиле бит
Первый программистский опыт Виталик получил в девять лет. У каждого ребенка должен быть выдуманный мир, населенный воображаемыми персонажами. Мир Виталика жил и развивался в электронных таблицах Excel. Там он с помощью формул задавал этому миру динамику. «Делал статистический анализ, смотрел, как мир живет»,— вспоминает Бутерин. «По-настоящему» программировать он начал в десять лет — написал на C++ свою первую игрушку. Потом были победы на школьных олимпиадах по математике и программированию, бронзовая медаль на чемпионате Канады — -»отборочном туре» Международной олимпиады по информатике IOI 2012 года. К окончанию школы на его счету было несколько игр — от версии Space Invaders до вполне солидного 3D-проекта. «У первой моей игрушки было пять пользователей,— вспоминает Виталик,— у следующих несколько сотен. Мне хотелось сделать что-то, у чего будут миллионы пользователей». Нужно было только понять, что именно может стать такой штукой.
Подробнее...