Закон 300-летней давности в цифровую эпоху 2015/08/06
Интернет основан на копировании. Это утверждение истинно на чисто техническом уровне: по мере своего кругосветного путешествия порции данных копируются от сети к сети, и в конечном итоге транслируются на девайсе пользователя.
Но это также является правдой относительно того, каким образом люди пользуются Интернетом: они постоянно пересылают копии по сети, будь то часть кода или какие-либо работы целиком.
Это является огромной проблемой, поскольку что-либо, попадающее под определение авторского права, с момента создания в фиксированной форме автоматически становится субъектом авторского права, интеллектуальной монополии, которая дает создателю юридическую силу накладывать запрет на копирование своей работы. Очевидно, что в такой ситуации практически каждый, кто пользуется Интернетом нарушает этот закон не один раз в день.
Это заметили далеко не впервые. Еще в 2007 году профессор права США, Джон Теграниен, описал нарушения копирайта как абсолютно рутинную активность в Интернете в своей работе “Нация Нарушителей: Реформа авторского права и разрыв нормы и права”.
Согласно этой работе, на протяжении дня рассматриваемый в ней репрезентативный пользователь нарушал авторское право двадцати электронных писем, трех юридических статей, архитектурной цифровой модели, стиха, пяти фотографий, анимационного персонажа, музыкального произведения, картины и еще 50 записей и рисунков.
Учитывая вышесказанное, он совершил по крайней мере 83 акта нарушения и несет ответственность в размере $12,45 миллионов (не говоря уже о потенциальной уголовной ответственности). Если масштабировать такую модель поведения на год, ответственность возросла бы до нескольких миллиардов долларов.
Не все перечисленные нарушения были произведены в онлайне, а подсчет производился согласно законам США, но главная мысль такова: согласно современным законам, практически каждый пользователь Интернета ежегодно несет ответственность в размере миллионов долларов за нарушения авторского права. Это не просто абсурдная ситуация – она опасна для общества, поскольку она привела пользователей интернета – в частности, молодое поколение – к полному игнорированию и даже презрению к авторскому праву, которое не в состоянии идти в ногу со временем.
Ситуация возникла из-зо того, что авторское право было разработано триста лет назад, и в аналоговом мире такие творения были редки и копирование могла легко обнаружить полиция – ведь трудно спрятать печатный станок. На сегодняшний день, творчество не является атрибутом исключительно “креативного класса”: находясь в онлайне, все делают это постоянно посредством отправления сообщений, загрузки видео на YouTube или же просто комментируя статью.
Более того – остановить копирование не просто трудно, но и попросту невозможно, не прибегнув к полному контролю Интернета – что, по интересному стечению обстоятельств, практически и так уже происходит, исходя из разоблачений Эдварда Сноудена.В конечном счете, авторское права не подходит для цифровой эпохи, и то, что Тегрениен назвал “разрывом нормы/права” (тем, что делают люди и тем, что написано в законе) – стало настолько разительным, что даже медлительная и чрезмерно осмотрительная Европейская Комиссия осознала, что пора что-то делать.
Но понять – это было самой легкой частью, а вот договориться, как именно необходимо обновить существующую директиву ЕС об авторском праве “для согласования конкретных аспектов авторского права и связанных с ним прав в информационном обществе,” которая датирована 2001 годом – гораздо сложнее.
Реальная реформа авторского права сложна в силу того, что связанные с ним индустрии (издатели, обладатели прав и т.д.) развивались привыкнув к тому, что законы всегда меняют в их пользу, что демонстрируется повторяемым расширением срока принадлежности права, начиная с 14 лет в 1710 до периода жизни автора + 70 лет в наши дни. Идея того, что онлайн пользователи могут нуждаться (и имеют на то право) в более гибком регулировании цифрового авторского права является анафемой для издательств, музыкальной и кинематографических индустрий, которые изо всех сил сопротивлялись каждой попытке обновления законов в этих областях.
Бесхозные произведенияСопротивление изменениям можно увидеть в одной из ранних полемик в ходе битвы, которая относилась к изменению авторского права для эпохи Интернета. Там обсуждались так называемые “бесхозные произведения” (с англ. – orphan works). Это произведения, которые еще защищены авторским правом (то есть в пределах “жизнь+70 лет”), но собственники которых не могут быть найдены или установлены.
В прошлом это не являло собой проблемы: на эти работы особо не обращали внимание и игнорировали – в противном случае правообладатели эксплуатировали бы их стоимость. В этом случае, как пример, скорее всего нет экономической выгоды в том, чтобы делать современные переиздания книжек, или выпускать новую физическую копию фильма.
Но в цифровую эпоху ситуация изменилась. Оцифровка аналоговых произведений может быть весьма недорогой, и цена продолжает снижаться. Повсеместное распространение Интернета привело к тому, что обычно есть люди, заинтересованные даже в самых незаметных бесхозных произведениях.
Но несмотря на это, без разрешения правообладателей невозможно правомерно произвести оцифровку. В результате, миллионы работ меньшей значимости, но в тоже время весьма интересных, представляют собой приведения авторского права: хотя они недоступны для покупки, и могут даже не иметь очевидного правообладателя, им в тоже время нельзя дать новую жизнь, выложив их в Интернет, поскольку это приведет к нарушению авторского права.