Нью-Йорк стал первым штатом США, выпустившим общие правила регулирования биткоина и других цифровых валют. Этому предшествовали 22 месяца споров и обсуждений между регуляторами и ведущими голосами отрасли.
Будучи первым законченным сводом подобных правил, BitLicense наглядно демонстрирует сложности балансирования между взаимоисключающими целями — сохранить традиционную роль властей как защитника прав покупателей и борца с преступностью, выполнив при этом требования индустрии о невмешательстве государства в экономику. Даже учитывая то, что департамент по финансовым услугам во многом шел навстречу этим призывам и честно пытался найти компромисс, сторонники биткоина в итоге оказались очень недовольны.
«Мы хотим помочь и поддержать компании, которые используют новые технологии, но мы хотим убедиться, что все нужные нормативные направляющие на своем месте», — заявил глава департамента Бен Лоски к неудовольствию криптокомпаний.
Отметим, что биткоин может быть как валютой, так и сырьем, а также системой реестра с неограниченным потенциалом, но при этом он сбивает с толку, пугает и ввергает в священный ужас как финансовых регуляторов, так и силы правопорядка с самого момента своего появления в 2008 году.
Первые шаги Лоски показывали отношение регуляторов к биткоину: в 2013 году он публично назвал биткоин «виртуальным диким западом для наркодилеров и других преступников». Позднее его позиция заметно смягчилась и он стал публично говорить о преимуществах данной технологии, а также вторить критике, которую обрушивали сторонники криптовалюты на классический финансовый сектор.
В отличие от регуляторов из других штатов, которые в основном молчали, Лоски вывел себя в авангард борьбы за регулирование цифровой валюты. Во многом BitLicense оказалась определяющей для него как для главы финансового регулятора всего штата, поскольку вскоре после ее выпуска он решил уйти в отставку.
Несмотря на положительное отношение Лоски к биткоину, первая версия BitLicense была встречена сообществом весьма прохладно. Один из известнейших защитников биткоина Эрик Вурхис обвинил департамент в том, что тот обращается с покупателями как с крепостными на «усадьбе информации, где их эксплуатируют к добру и худу сразу, не объясняя, в чем дело».
Тем не менее в отличие от других регуляторов, департамент был открыт для диалога и спустя полгода внес множество сделанных тогда предложений в новую редакцию своей нормативной базы. Лоски вновь попытался найти действующий баланс между поддержкой инноваций и защитой покупателей от мошенников и предотвращением отмывания денег. Для сторонников биткоина эта редакция была куда более приемлемой.
Окончательная редакция вышла на прошлой неделе, и в ней было сделано еще пять уступок сообществу: от послаблений для разработчиков ПО до упрощенных требований соответствия. Но даже в таком виде BitLicense оказалась хуже ожиданий многих сторонников биткоина. Исполнительный директор Coin Center Джерри Брито суммировал это отношение, назвав последнюю редакцию BitLicense «смешанной». Однако Лоски не надеялся на особо теплый прием.
«То, что мы сейчас видим — это столкновение сильно регулируемого финансового сектора и едва ли регулируемого технологического. Это столкновение и не могло быть приятным. Но мы, как регуляторы, так и разработчики, несем ответственность за то, чтобы найти общую позицию и работать сообща», — заявил Лоски.
Найдут ли эти группы взаимопонимание во многом определит то, какое будущее ожидает биткоин и смежные с ним технологические инновации.
http://forklog.com/bitlincense-kak-primer-trudnosti-kompromissa-mezhdu-regulyatorami-i-kriptokompaniyami/