Иван Тихонов, основатель сайта BTCsec.com:
Криптовалюты, мошенничества и механизмы защиты
03.07.2015
Сегодня в 11:01
JSON.TV публикует полную расшифровку видеоинтервью с основателем сайта BTCsec.com
Иваном Тихоновым.
JSON.TV: Всех приветствую. Меня зовут Сергей Корзун. Это JSON.TV. Сегодня у нас в гостях основатель сайта, может быть, самого популярного, связанного с криптовалютами, в частности, с биткойном. Зовут его Иван Тихонов. Здравствуйте, Иван Анатольевич!
Иван Тихонов: Здравствуйте!
JSON.TV: Из Питера пожаловали к нам?
Иван Тихонов: Так точно.
JSON.TV: На этот раз на пару дней. Я увидел, что ваш сайт заблокирован. По крайней мере, с территории России. В числе других 7-ми сайтов, посвященных криптовалютам. Что случилось? Вне закона?
Иван Тихонов: Не то чтобы вне закона, скорее, это решение невьянского прокурора. А вот насколько оно законно – это мы выясним буквально через пару дней. 24-го числа будет заседание суда по этому поводу. У нас едут туда адвокаты. Мы считаем, что это решение незаконно. И, соответственно, его обжалуем. Мы хотим снять эту блокировку.
JSON.TV: То есть заблокированы были Роскомнадзором по решению суда? Если решение суда – где вы, соответственно, внесли апелляцию?
Иван Тихонов: Екатеринбург.
JSON.TV: В Екатеринбурге это все будет?
Иван Тихонов: Да.
JSON.TV: Там будет проходить суд, и если решение будет в вашу пользу, то тогда должны снять блокировку с вашего сайта?
Иван Тихонов: Да, отменяется решение суда - и блокировка снимается. Если же там будет другое решение, тогда уже будем исходить из сложившейся обстановки.
JSON.TV: Вы только биткойнами занимаетесь? Либо криптовалютами целиком?
Иван Тихонов: Мне в целом интересна эта технология. Биткойн – как наиболее известная и широко используемая криптовалюта.
JSON.TV: Тогда 2 слова о себе: где родились, когда? Для нашей справки.
Иван Тихонов: Я родился в городе Чудово 21 ноября 1984-го года. Буквально 2 часа езды от Санкт-Петербурга, недалеко.
JSON.TV: Понятно. Учились где-нибудь? Высшее образование получали?
Иван Тихонов: Есть такое. ГУАП, Государственный университет аэрокосмического приборостроения в Санкт-Петербурге. Закончил в 2008-м году.
JSON.TV: С криптовалютами, вообще с криптографией там уже сталкивались? Или это увлечение появилось позже?
Иван Тихонов: С криптографией сталкивался там. И с виртуализацией, с какими-то системами типа гридов, слабосвязанных кластеров. Может быть, это одна из тех причин, почему я занимался дальше криптовалютами.
JSON.TV: Вы работали где-то системно, в какой-то большой организации, прежде чем начать собственный проект?
Иван Тихонов: Да, я начинал от системного администратора. Дальше рос, последняя моя официальная должность в компании – руководитель IT-отдела.
JSON.TV: В какой компании?
Иван Тихонов: «Холдинг-78», санкт-петербургская. И в это время мне уже стали интересны IT-технологии, потому что я буквально случайно прочитал на одном из форумов, там было написано что-то типа «посмотрите, вот здесь можно запустить программу, она начнет вам генерить деньги». Первое впечатление у меня было, что это какое-то мошенничество. Но мне было интересно, что такого они хотят, чтобы пользователь запустил. И когда я начал с этим разбираться, мне как раз помогли те технические знания, и я понял, что это вроде не что-то вредоносное. И начал дальше разбираться. В итоге меня настолько заинтересовала сама технология, что как заработок это уже было на втором плане.
JSON.TV: Изначальный двигатель был заработать побольше денег, насколько я понимаю? Либо нет, либо тема интересная: замена обычных, традиционных валют, в том числе электронных?
Иван Тихонов: В самом начале, конечно же, было интересно, как на этом зарабатывают деньги. Но когда я с этим разобрался, мне уже более интересная стала сама технология.
JSON.TV: Майнингом занимались? Сразу про биткойн скажем.
Иван Тихонов: Да.
JSON.TV: То есть добывали. Удалось добыть себе собственные средства?
Иван Тихонов: Да, были, экспериментировал. В том числе и оплачивал биткойнами, и принимал. Были совершенно различные эксперименты.
JSON.TV: Теперь давайте скажем, для чего вообще нужна эта валюта. Поскольку есть традиционные валюты. В конце концов, хоть шкурки куницы или банановые листья могут служить валютой. В чем существенное отличие современных криптовалют на примере биткойна от других валют?
Иван Тихонов: Из основных я бы выделил его децентрализацию. Нет никакого единого эмитента, кто производил бы эту валюту. Нет единого регулятора. То есть все правовые взаимоотношения заменены на алгоритмические. Это трудно объяснить в двух словах, но у этого есть достаточно много интересных последствий.
JSON.TV: Давайте сначала скажем, чем отличается от золота. Золото тоже конечно или близко к конечности. Никто его не эмитирует, потому что это невозможно. Алхимикам не удалось превратить другие материалы.
Иван Тихонов: Можно, но это дороже.
JSON.TV: Дороже обходится, чем золото, на самом деле. И в чем отличие тогда от золота как от универсального эквивалента?
Иван Тихонов: Если говорить конкретно о биткойне, то это удобство.Таскать с собой куски золота все-таки не очень удобно. Делить золото возможно, но тоже не очень удобно. В цифровой же форме переслать куда-то на другой конец земного шара, если переводить в обычные деньги, очень большую транзакцию можно отправить, и никаких проблем с этим не будет, это удобно.
JSON.TV: А сделать электронные, условно, гульдены от слова «gold», от «золото». А золото пусть лежит где-то в банке или даже в земле? То есть у тебя есть возможность его добыть.
Иван Тихонов: Есть и такие возможности, только мы должны доверять кому-то. Мы должны доверять той стороне, которая хранит у себя это золото. В системе же, где нет какого-то единого центра, мы не должны никому доверять. Мы доверяем только самим алгоритмам, они доказаны математикой.
JSON.TV: Что тогда является главной ценностью при майнинге? Это те самые простые числа, все новые и новые, которые добываются?
Иван Тихонов: Сам майнинг, если мы говорим о биткойне, а не о других криптовалютах, достаточно простой. Эти расчеты не несут практической пользы. Они являются именно доказательством работы, что она была затрачена. Это необходимо для того, чтобы если какой-то злоумышленник захотел бы что-то подделать, ему пришлось бы приложить мощности еще больше, чем вся сеть потратила на это. А это практически невозможно. Еще пару лет назад суммарная вычислительная мощность сети биткойн уже превышала любой суперкомпьютер в мире. И эта эмиссия идет тем, кто больше вкладывает своих вычислительных мощностей в защиту сети. Больше вложил – больше получил.
JSON.TV: То есть построил больше суперкомпьютеров и имеешь больше преимуществ по сравнению с другими?
Иван Тихонов: Да.
JSON.TV: То есть здесь кто больше технологий дает. Проблема безопасности: насколько я понимаю, хотя, может быть, я ошибаюсь, в названии вашего сайта и вашего продукта «sec» ‑ это «security», «безопасность»? Что здесь важно? Читал, как Вы рассказывали историю, когда человек вместе со своим железом выбросил и хард-диск, на котором хранилась вся – даже не история покупок, а расскажите, что там хранилось и в чем суть? Он сразу обеднел на несколько миллионов, на несколько биткойнов или десятков, как они считаются, в каком масштабе?
Иван Тихонов: Если я не ошибаюсь, на несколько тысяч биткойнов. Это довольно значительная сумма. Ситуация была какая: человек их получил в свое время, когда они стоили очень мало, и они хранились только на одном винчестере, ноутбуке. Он этот ноутбук решил проапгрейдить, заменить там винчестер. И старый винчестер он выкинул. Но после того как он посмотрел на курс, а на тот момент, боюсь соврать, но что-то около 500 долларов или больше за биткойн, он понял, какие это деньги.Дошло до того, что он нанимал бульдозер и на свалке перерывал, искал свой винчестер.
JSON.TV: Так вот оно и есть слабое звено в этом? То есть никто не может поручиться за него, гарантировать, что были эти биткойны, только сам. И его винчестер и есть потеря для всей этой системы?
Иван Тихонов: Это обратная сторона. Никто не может вмешаться в транзакции и, например, отменить транзакцию или заморозить счет. Но, с другой стороны, если человек сам теряет кошелек или сам отправляет деньги злоумышленнику, то тут уже ничего не поделаешь. То есть это как наличные. Если вы потеряете наличные, то никто их вам возвращать не будет. Или сожжете, или у вас их украдут. Но электронная форма удобнее. Можно сделать несколько зашифрованных бэкапов, разослать их друзьям или записать на физический носитель, положить в ячейку в банке и расслабиться. Если хотя бы одно место уцелеет, потом можно будет их восстановить.
JSON.TV: В облако можно, об облачных технологиях сейчас говорят. Либо нет, нельзя по какой-либо причине?
Иван Тихонов: В зашифрованном виде ‑ можно, в открытом я бы крайне не советовал.
JSON.TV: Но в принципе возможно. Давайте о том, что происходит с этой валютой. Только ли в России она подверглась гонениям? В качестве официальной валюты она признана, насколько я понимаю, так и не была? Разрешали немножко игрокам с ней играться, совершались какие-то покупки в этой системе, даже, по-моему, биржи Forex учитывали в какой-то форме эти биткойны, разрешали играть на них. Но большого распространения эта система не получила. Правильно я понимаю?
Иван Тихонов: В разных странах совершенно по-разному. Где-то, действительно, могут относиться как к деньгам, где-то – как к имуществу, где-то – как к каким-то правам на собственность. Это совершенно по-разному. Сейчас идут исследования в этом плане. Многие банки экспериментируют сейчас. Им просто интересна сама технология Blockchain, которая заложена в криптовалюты. Надо смотреть, про какую страну мы говорим. Где-то, например, идет разговор, вводить ли лицензии на работу с криптовалютами для юрлиц либо наложить мораторий на любые действия, оставить эту нишу, чтобы она сама развивалась, не мешать ей. У нас же, например, идет разговор о том, чтобы запретить все тотально или не запрещать все тотально.
JSON.TV: Нет ли признаков финансовой пирамиды в криптовалюте? Внешне так похоже, поскольку даже где-то появлялся конструктор для криптовалют, как писали в 2013-м году. То есть можно было создать любую свою криптовалюту. Вопрос в том, будет ли она признана в мире. Почему именно биткойн стал единственной серьезно признанной валютой, скажем так?
Иван Тихонов: Тут сразу два вопроса. Первый насчет пирамид. Сама технология не может быть пирамидой. Но никто не запрещает каким-то отдельным личностям сделать пирамиду, используя биткойн. В том числе, такие проекты есть.
JSON.TV: Например?