Воскресный лонгрид: блокчейн вместо диплома об образованииВ античные времена не существовало ни одного аналога нынешней концепции высшего образования. Древние школы, как правило, давали только те знания, без которых человек попросту не мог бы прожить в современном ему обществе — навыки счёта, письма, а также другие сведения, сущность которых откровенно зависела от географического положения школы.
В Греции имелась целая концепция, называемая «калокагатия», которая в той или иной форме вошла и в утопический универсум Платона, и — в гораздо более поздние времена — была взята на вооружение развесёлыми режимами 20 века.
Суть её сводилась к тому, что человек обязан быть высокоразвитым как духовно, так и физически, поэтому в античных школах имелись те же предметы, что можно найти и в нынешних — физкультура и литература, однако же были и отличия — например, сейчас довольно сложно найти хоть одну школу, даже вусмерть элитную, где обучают игре на кифаре. Все прочие навыки человек, буде у него возникало желание ими овладеть, получал в частном порядке, и платил за учёбу из собственных средств — идёт ли речь об афинском Ликее или уроках риторики, которые в обязательном порядке брали все честолюбцы.
«ДОСТАТОЧНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ РАСПИСАНИЯ ПОДКУПА ИЗБИРАТЕЛЕЙ»В древнем Риме, однако, существовала концепция cursus honorum («путь чести») — последовательность магистратур, которые на протяжении своей жизни обязан был занимать человек, желающий на старости лет слушать, как его называют «отец сенатор». Разумеется, ни о каких дипломах квестора или лицензиях эдила тогда речи не шло, и, как это было заведено, женщин это всё не касалось вовсе. Тем не менее, основным критерием способности работать был не документ или его аналог, а наглядно продемонстрированная способность с этой работой справляться — это касалось и политиков, и учёных, и творческих личностей. Дипломы стали выдавать только в Болонском университете, который является старейшим в Европе.
Уже здесь видно противоречие, которое к нашему времени полноценно эволюционировало в уловку 22. В древности человеку, чтобы сделать карьеру, было достаточно на практике доказать, что он справляется со своей работой (хотя в поздней Римской республике ему было достаточно придерживаться расписания подкупа избирателей), и никто не спрашивал у него, квалифицирован ли он для этой работы. В идеальном случае, магистрата избирали потому, что он перед этим на словах доказал, что — да, квалифицирован, идите все к лешему.
Если своими дальнейшими действиями он доказывал обратное, на этом его карьера вполне могла завершиться. Концепция же диплома, который, как мы понимаем, можно купить или получить обманом, является типично бюрократическим препоном, который, наряду с институтом прописки и прочими откровенно диктаторскими штучками, может сделаться препятствием для получения работы вполне пригодным для неё человеком.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что этот пригодный человек может проживать в каком-нибудь городе Освежевартовске, который до конца эпохи исторического материализма назывался Лениноотсосск-42 и значился разве что на секретных военных картах. Не имея диплома, он лишь с тоской глядит на своих менее квалифицированных собратьев по виду, которые, исхитрившись добыть заветную бумажку, получают работу, на которой факапят, лажают и безуспешно требуют прибавки к жалованию.
Таким образом, порочность устоявшейся веками системы получения высшего образования, достаточно очевидна. Сторонники системы могут считать это недочётами и прочим malum necessarium, противники, брызгая слюной и размахивая руками, могут доказывать, что прошлое закончилось, а будущее так и не наступило, но более-менее адекватные ответы лежат, как им положено издревле, где-то посередине.
В концепции cursus honorum есть элементы, которые, будучи переосмысленными в современных технических реалиях и постмодернистском дискурсе, могут оказаться революционными для системы образования.
Вот представьте себе — вы тот самый несчастный человек из Освежевартовска, который умеет блистательно кодить на си-шарп, свободно владеет пятью языками и вдобавок ещё разбирается в нейропсихологии, потому что из-за отсутствия работы и социальной жизни в Освежевартовске очень много читает. И вот лежите вы на диванчике, в позе эмбриона, конечно, и проклинаете последними словами свою жизнь, свой город и вообще эту дурную реальность, как вдруг загорается яркий свет — это над вашей головой зажглась лампочка. Блокчейн, хаха, вот же выход.
«ДИПЛОМ ВЕСЬМА ПОХОЖ НА ТЕСТ IQ»Блокчейн может стать полноценной заменой диплома в качестве доказательства квалификации, и при этом не иметь его недостатков — таких как возможность её прикупить или вовсе выехать на студенческой халяве. Учитывая, что за столько лет в Освежевартовске вы всё-таки не скончались от голода на теплотрассе, какие-то халтуры вы всё-таки изредка, но делали.
То кому-то сайт собрали, то текст с чешского на тайский перевели, то тиснули пост на реддите о том, как парохиальный альтруизм работает в условиях гражданской войны. Все ваши действия, если вы того желаете, записываются на блокчейн, при желании потенциальный работодатель может ознакомиться с ними подробней во всех красках, а кроме того, качество вашей работы будет оцениваться независимо как заказчиком, так и лицами вовсе независимыми, имеющими, однако, персональный ключ. Блокчейн, таким образом, станет одновременно вашей зачёткой, вашим дипломом, вашим резюме и вашим портфолио.
Подобная система смогла бы упростить жизнь очень многим людям, ведь в конечном итоге диплом весьма похож на тест IQ – он удостоверяет, что вы способны сдавать экзамены, но ваши знания и квалификацию едва ли способен осветить хоть с минимальной долей объективности.
Jenny Aysgarth специально для ForkLog.comhttp://forklog.com/voskresnyj-longrid-blokchejn-vmesto-diploma-ob-obrazovanii/