1 часть статьиПротокол блокчейна будет мутировать и заполонять все, что мы делаем в Интернете. Во второй части статьи (часть 1) про будущее интернет-пространства мы обсудим приложения.Так что же можно делать с помощью блокчейна Накамото? Самые простые приложения, которые мы, скорее всего, увидим уже в ближайшем будущем, будут использовать блокчейн как простые системы хранения, наделенные всеми уникальными свойствами такого вида сети.
Люди, заинтересованные в прозрачности и доступности, рассматривают блокчейн как возможность размещения государственных записей. Это позволит общественности принять участие в законодательном процессе, предоставив людям площадку для публикаций, дискуссий и голосований касательно новых предложений.
Из-за того, что блокчейн ставит на каждую запись временную печать, он также может служить в качестве децентрализованного нотариуса. Представьте, к примеру, что вы фотографируете вмятину на машине, которую собираетесь взять напрокат, и загружаете ее в биткойн-транзакцию. Предоставляя номер блока, в который вошла эта транзакция, вы сможете позднее доказать, что эта вмятина уже была на машине до того, как вы взяли ее в аренду.
Из-за того, что транзакции биткойна защищены криптографией высокого уровня, блокчейн может также заменить стандартную связку “пароль+имя пользователя” для подтверждения личности. В такой системе биткойн-адрес мог бы быть связан с именем пользователя, а личный ключ выступал бы в качестве пароля. В такой ситуации на запрос любой стороны о подтверждении вашей идентичности вы можете просто использовать ваш личный ключ и решать один и тот же криптографический “пазл”. Тот же, который вы обычно используете при биткойн-транзакции.
Скажи нет цензуре
Блокчейн Накамото также решает проблему цензуры. С того момента, как метаданные были присоединены к цепи, они уже не могут быть удалены. Разработчики использовали это потрясающее свойство для разработки версии Твиттера, устойчивой к цензуре (носит название Twister), и децентрализованного реестра доменных имен (Namecoin).
Все, что мы имеем, и все, что мы делаем, управляется этими огромными списками записей,” – говорит Кирби из Factom. “Банк – это просто огромная пачка записей. Страховая компания – огромная пачка записей. Вся экономика, по сути, представляет собой всего лишь огромную базу записей. И когда вы берете концепт гигантской глобальной учетной книги и говорите: “Теперь мы можем организовать записи во всем мире таким образом,” – что ж, это звучит захватывающе.
Пока что все эти примеры касались того, как блокчейн Накамото может быть использован для изменения того, как мы храним данные в Интернете. Но хранение – это лишь верхушка айсберга. В конце концов, биткойн – это не просто учетная книга транзакций. Биткойн также объединяет глобальную армию добытчиков в одну децентрализованную виртуальную машину.
На сегодняшний день их роль в сети определена весьма прямолинейно. После того, как добытчик собрал набор транзакционных запросов, он пропускает их через алгоритм ратификации. Операция проста настолько, насколько это можно себе представить. Она подтверждает, что вы тот, кто вы есть, и что у вас достаточно биткойнов для совершения вашей транзакции. После этого ваша транзакция принимается либо отклоняется.
Биткойн обучается новым трюкам
А что, если бы по вашему запросу добытчики могли сделать больше этого? Скажем, к примеру, “не проводите транзакцию, пока я не умру”, или же “когда вы подтвердите транзакцию, скорректируйте количество, которое я шлю, исходя из текущей цены на акции Tesla Motors.”
В первом случае, мы видим базу для автоматического завещания, которое само передает деньги вашим наследникам, без участия юриста. Во втором примере – основу для децентрализованной фондовой биржи.
Конечно, ба эти примера очень грубо упрощены и создают огромное количество проблем, которые предстоит решить. Но они служат для демонстрации того, как вычисления добытчиков могут эволюционировать, и насколько сильно они могут отличаться от того, чем они являются сегодня. Это фундаментальная идея, которая стоит за “умными контрактами,” в которых добытчики берут на себя функцию обеспечения выполнения условий финансового договора. Представьте, насколько эта идея может развиться – полностью автономные корпорации, которые шлют финансовые транзакции на умные устройства, согласно с контрактами, заключенными на блокчейне.