NASDAQ: Биткоин — новая тихая гаваньТеперь уже очевидно, что биткоин вышел из детского возраста, когда серьёзные аналитики говорили о нём «ай, какой миленький», трепали за щёчки и шли по своим делам.
Теперь он вошёл в пубертатный период со свойственными ему неловкостью и максимализмом, и потому занимается в основном разоблачением заговоров взрослых — классических валют, банков и правительств, которые их всех покрывают.
Но по мере взросления биткоина люди начинают осознавать, что юное существо порой говорит дело. Если отодвинуть подальше лексику манифестов, становится заметно, что блокчейн — это интригующая технологическая инновация, дающая децентрализованный и почти невзламываемый способ пересылать информацию или ценности практически в любой форме. А учитывая, как центральные банки душат рынок начиная с 2008 года, их едва ли кто-то обожает — также как и частные банки, поскольку именно они и учинили бардак, который теперь разгребают государственные.
Однако кризис идентичности биткоина не может длиться вечно (равно, как и, полагаю, вся эта метафора). Пришла пора криптовалюте найти свою нишу и внести позитивный вклад в финансовую экосистему. Говоря коротко, биткоин, найди себе работу.
И оказывается, это уже происходит.
На воскресном референдуме греческие избиратели большинством голосов отвергли условия обновлённой сделки с международными кредиторами. Это «нет» возвестило о начале эпохи муторной неопределённости для Греции, еврозоны и всего мира, поскольку в итоге Греция может отказаться от единой европейской валюты, а это вполне способно по принципу домино довести весь мир до нового финансового кризиса.
Если это не рай для плутократа — или, иными словами, ночной кошмар для всех остальных, то что ж это тогда такое? К тому же, пока биржи и евро ожидаемо падают в обморок, золото тоже едва шевелится. На отсутствие греческого платежа в МВФ оно никак не отреагировало. Ресурс даже слегка подешевел в прошлом месяце. Очевидно, что, из всех стран по иронии судьбы именно Греции и не достаёт суперсил царя Мидаса.
В ответ на отсутствие паники Барри Ритгольц написал, что, возможно, вся идея с «металлом катастроф» наконец-то выдохлась, а нервные инвесторы разлюбили свою былую безопасную гавань. И, вероятно, он прав, но лишь потому, что золото больше не считается фискальным бункером, ещё нельзя говорить, что менталитету «все в бункер» пришёл конец. 16 июня, например, в Reuters отметили явную корреляцию между поведением цены на биткоин и распространением греники (простите) в СМИ. В понедельник после греческого референдума в Sky News отметили, что криптовалюта набрала с 8 июня около 20%.
Но идёт ли речь о том, что корреляция предполагает наличие причинности, или связь с Грецией существует лишь в воспалённом нарративе СМИ?
Разумеется, варясь в склонном к баталиям котле финансов и интернета, все подолгу обсуждают этот вопрос. Некоторые обозреватели назвали рост цены чистым совпадением. Другие предположили, что спрос возрос не из-за Греции, а в самой Греции, так как впавшие в панику жители стали переводить свои сбережения в цифровую валюту. Единственный биткоин-банкомат в Греции, однако, имел нулевую активность после того, как 28 июня были введены ограничения для движения капиталов — никто, сумевший получить еврооблигации, не собирается их конвертировать.
Проводить параллели между движениям рынка и заголовками — это обязательное упражнение для профессионалов диванной аналитики, однако предположение о том, что возможный дефолт Греции всерьёз двинет капиталы в сторону биткоина вполне правдоподобно. Если учесть, что цена золота едва шевелится, дела принимают интересный оборот. Биткоин — новая тихая гавань.
Возможно, поклонники биткоина имели в виду совсем не это, когда призывали к обеспечению более заметной роли криптовалюты. Скорее всего, они даже разочаруются, увидев, что её низводят до роли средства от массовой паники. Но, с определённой точки зрения, это даже лучше, чем то, что было раньше, когда изменения цены биткоина не имели никакой связи вообще ни с чем.
Есть, конечно, и исключения — например, рост цены биткоина после субсидирования Кипра в 2013. Но вошедшая в легенды волатильность криптовалюты на спекуляции, слухи и ажиотаж реагировала ничуть не меньше, чем на развитие событий на сформировавшихся рынках.
Даже заскоки единственного неназванного человека могут представлять заметную угрозу, как это случилось в прошлом октябре — тогда печально знаменитый Кит-медведь (Bear Whale) решил за один раз вывести 9 миллионов долларов. Сообщество тогда закидало гарпунами возникшую стену из продаж и цена в итоге выросла на 13% — но вся эта история показывает, как велики риски торгов столь волатильными активами.