В борьбе за массовый рынок
Рекламные кампании операторов большой четверки внушают обывателям, что еще несколько лет – и ничего кроме 4G не останется. Сотовые операторы, внедряя беспроводные технологии, намереваются вытеснить проводных с массового рынка. Борис Близнюков к подобным прогнозам относится скептически:
— Это вряд ли. Качество передачи сигнала по радио никогда не сравнится с качеством проводной связи. Грубо говоря, пропускная способность базовой станции делиться на всех обслуживаемых клиентов. Кабель – подходит к конкретной квартире. Поэтому, чтобы не придумали радисты, по кабелю все равно будет быстрее и больше. Это фундаментально: радиоэфир – это разделяемая среда, провод – выделенная среда. Кабель подходит напрямую к компьютеру, радиоволна, прежде чем попасть в телефон, преодолевает множество препятствий.
Понятно, что сейчас развиваются новые технологии, но и помех становится только больше. Норма расстояния между базовыми станциями уменьшается. Если для GSM норма была 3-4 км, то для 4G расстояние между базовыми станциями – 500 м. Вместо одной теперь надо поставить 36 станций. Проблема еще в том, что между собой базовые станции нельзя связать по радио. Их необходимо связывать кабелем.
Весомый аргумент, который может склонить пользователя отказаться от проводной связи – низкая цена мобильного интернета. Но, считает Борис Близнюков, она не может быть намного меньше стоимости широкополосного доступа, так как с внедрением новых технологий затраты возрастают многократно, и растущие доходы уже неспособны их компенсировать.
— Надо менять оборудование, ставить в 36 раз больше базовых станций, платить за аренду мест на размещение базовых станций и за кабель для связи их между собой. А если раньше затраты мобильных операторов покрывались растущий абонентской базой, то сегодня ее рост ограничен. По последним отчетам, проникновение мобильных телефонов в России составляет 120%. Это значит, что 20% населения имеют два телефона. Вряд ли будет больше. Сотовые операторы попали в ситуацию, когда, с одной стороны, надо бежать, а с другой стороны, непонятно – зачем. Денег больше с абонента все равно не возьмешь.
Угрожая проводным, мобильные операторы сами живут в постоянном страхе, что их вытеснят альтернативные сети 4G.
— Основные деньги мобильные операторы по-прежнему делают на голосовой связи. Некоторые, в страхе потерять рынок, фильтруют Skype, VoIP-трафик. Пока доходы от передачи данных несоизмеримы с доходами от голоса: слишком мало приложений, которые потребляют много трафика. Музыку и фильмы онлайн особо никто не слушает, это неудобно.
Google и Facebook уже проводят испытания беспилотных летающих аппаратов (БПЛА) или дронов, которые будут нести на борту оборудование, необходимое для передачи интернет-трафика. Пока в планах у IT-гигантов обеспечить интернетом труднодоступные уголки планеты, но кто знает, не захотят ли они через несколько лет выйти на глобальный рынок и потеснить мобильных операторов.
— Эта битва сегодня разворачивается, но опасность скорее исходит от Facebook, – уверен Борис Близнюков. – Однозначно Цукерберг попытается заменить мобильных операторов. Его успех будет зависеть от того, насколько удобным окажется новый сервис для пользователей. Например, после того как компания Microsoft купила Skype, качество программы заметно упало, ей стало неудобно пользоваться. Да и зачем нужен Skype, если можно купить сим-карту Yota за 150 рублей и разговаривать с любым абонентом в России. С приложениями так не получится, они не настолько распространены. Я хочу позвонить абоненту, а у него нет Skype или он не в сети. Пользователям неважно, при помощи чего он общается. Ему важна скорость доступа к другим людям. Сегодня мобильная связь в этом плане наиболее удобна.
Еще одна возможная альтернатива проводному и мобильному интернету – mesh-сети. В прошлом году много говорили о FireChat, работающем без интернета клиенте мгновенного обмена сообщениями для Android и iOS. Он связывает смартфоны, находящиеся в радиусе до 60 м друг от друга по беспроводным сетям Bluetooth и WiFi. Каждое устройство с FireChat фактически становится ретранслятором для других устройств с этой программой, организуя распределенную mesh-сеть. Тысячи протестующих жителей Гонконга общались между собой, минуя сети операторов именно при помощи мессенджера FireChat.
— Было несколько заходов по Mesh networks и все они провалились, – поясняет собеседник Бабра. – Этому есть ряд причин. Во-первых, существует два подхода к беспроводным протоколам: контролируемая среда и конкурентный доступ. По первому работает 3G, 4G. По второму – WiFi. Когда станций мало, WiFi работает нормально. Как только загруженность эфира приближается к 50%, он начинает работать хуже. Если WiFi в маленькой комнате, где его используют 10 человек, никаких проблем не возникает. Если WiFi в радиусе трех км, где его используют сотни и тысячи пользователей, начинаются проблемы. БВК Эйр – пример того. За все время его существования мне не удалось ни разу к нему подключиться.
Во-вторых, FireChat умрет потому, что в нем нет необходимости. Он не решает никакую проблему. Дает возможность поговорить тайно? Нет! Если вы хотите поговорить тайно – используйте криптографию. Все остальное ненадежно: к проводу можно подсоединиться, эфир прослушать. К тому же для того чтобы FireChat работал, необходимо много пользователей на маленькой территории, что нереально из-за низкой популярности приложения,многообразия всяких мессенджеров (WhatsUp,Viber, Facebook, Telegram и т.д.), различия во вкусах и предпочтениях людей.
© NewsBabr.com
http://newsbabr.com/irk/?IDE=136787