Гоняясь за способами масштабирования Биткоина, я прочитал об одном интересном предложении (Stakechain), которое не посвящено модернизации именно Биткоина, но предлагает использовать его для модернизации других блокчейнов. А косвенно это может помочь масштабировать и Биткоин. Мне понравилась идея.
Концепция Stakechain изложена в статье, доступной на Гитхабе:
https://coins.github.io/stakechains.pdfСтатья посвящена разработке нового алгоритма консенсуса, который может применяться как в существующих блокчейнах на базе Proof-of-Stake, чтобы сделать их более надёжными, так и в будущих блокчейнах - сайдчейнах Биткоина.
В Stakechain участники некой сторонней блокчейн-сети (не Биткоина), желающие стать её валидаторами, должны внести в качестве залога определённую сумму биткоинов. В случае нарушения правил сети залог может быть конфискован. Поскольку залогом являются настоящие твёрдые деньги (а не внутренние монеты сети), это создаёт стимул для валидаторов вести себя честно.
Процесс валидации блоков в Stakechain осуществляется следующим образом:
1. Валидаторы, желающие участвовать в валидации блока, формируют пул (мультиподписной адрес в Биткоине m-из-n).
2. Каждый участник пула вносит в залог определенную сумму биткоинов.
3. Пул выбирает один из блоков, предложенных валидаторами, для включения в обслуживаемый блокчейн (сторонний блокчейн, не блокчейн Биткоина).
4. Если блок был успешно включен в блокчейн, валидатор, предложивший его, получает вознаграждение.
Конфискация залога валидатора, нарушающего правила сети, осуществляется следующим образом:
1. Один из участников сети подает жалобу на валидатора.
2. Если пул считает жалобу обоснованной, валидатор получает предупреждение.
3. Если валидатор продолжает нарушать правила сети, его залог при помощи подписей других участников пула переводится на специальный адрес (я только не понял, кто им владеет, но, наверное, это не принципиально, и в разных проектах может быть организовано по-разному).
Вознаграждение валидаторам выплачивается во внутренних монетах обслуживаемой сети. Это, конечно, не всегда привлекательно, но, как минимум, они могут использовать его для оплаты собственных транзакций в этой сети. Есть в этом и ещё один плюс: не придётся запирать в стейке эти монеты, и все они свободно циркулируют. Запертыми оказываются только биткоины, но биткоины всё равно выгоднее хранить, чем постоянно переводить. Уже сейчас мы видим, что переводить их дорого. А тут получается, что за хранение биткоинов можно ещё и вознаграждение в сторонних сетях получать.
Выше я назвал эти сторонние сети сайдчейнами Биткоина. Строго говоря, они не соответствуют общепринятому определению сайдчейна, так как в них предполагается использование других денежных единиц, а не биткоина. Но в то же время они могут выполнять ту же функцию, что и имеющиеся сайдчейны: уводить транзакционную активность из основного слоя Биткоина в дополнительные цепочки, безопасность которых обеспечена биткоинами.
Например, можно так создавать блокчейны для национальных цифровых валют. Нация, имеющая в своём залоговом пуле больше биткоинов, может рассчитывать на то, что её валюта будет цениться выше, чем валюты менее богатых наций. (Где ставки выше, там выше надёжность.)
По-моему, элегантно!