Граничная полоса разделила улицу Дружбы на две части: по одну сторону осталась одноимённая улица села Рыжевка Сумской области, а по другую – улица Пограничная села Тёткино Курской области. Раньше жители этих сёл спокойно преодолевали границу через местный пропускной пункт.
Но в марте этого года украинская сторона в одностороннем порядке отменила для граждан России въезд по внутренним паспортам, а затем и вовсе закрыла свои местные пункты пропуска. Для обитателей приграничных регионов всё происходящее – шок. Ведь недавно граница существовала только условно. А сейчас она разделила целые семьи.
Со своей дочерью, оставшейся на территории России, пенсионерке Галине Гудилиной приходится переговариваться через колючую проволоку и забор. Раньше они могли навещать друг друга каждый день, так как жили на одной улице, хоть и в разных государствах. Сегодня не могут даже обняться.
– Наши дома строились ещё в СССР, и никто не думал, что такое случится, – рассказывает женщина. – Теперь по украинским телеканалам передают, что Россия – агрессор. Но вы бы видели, что тут творилось, когда закрывали этот пункт пропуска! Все плакали – и русские, и украинцы! Ведь у многих на другой стороне остались родственники. Люди создавали семьи, несмотря на цвет паспорта. Соседка у меня россиянка, а муж у неё украинец. Раньше я могла к дочери попасть в дом за две минуты, а теперь придётся делать загранпаспорт и обходить лишних 20 километров...
Из-за амбиций политиков, мечтающих о власти в своих «удельных княжествах», всё это разделило наш, по сути, единый народ. Те из украинских селян, кто ходил на работу в Россию, остались без заработка, поскольку найти его в своей стране оказалось непросто. Раньше жители украинского села закупались в Тёткине, а теперь до ближайших магазина и больницы путь неблизкий.
Пенсионеров выручают соседи с автомобилями. Да и цены на продукты в украинском магазине дороже, а качество хуже, жалуются местные жители. Поначалу украинские военнослужащие не разрешали даже переговариваться через колючую проволоку, теперь всё же вошли в положение людей, отрезанных границей от друзей и семей. Подавляющее большинство из них – простые парни, выросшие в русскоязычной среде.
– Граница – для политиков, а не для народа, – сказал мне искренне один из них. – Не знаю, кому лучше от такого положения дел, но точно не нам…
www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/25748-na-kurskikh-rubezhakh