"А почему в России "слабо побуждение к инвестированию"? Да потому, что российское государство само выводит из российской экономики средства, которые оно могло бы инвестировать в развитие России, а следом за ним бежит из России и частный капитал. Видя неустойчивость хозяйственной конъюнктуры, экономические агенты предпочитают сбережения в ликвидной форме, а чтобы перевести эти сбережения в ликвидную форму, нужна высокая норма процента (на которой к тому же можно еще и заработать, используя систему "кэрри-трейд"). Чем выше существующая норма процента при прочих равных условиях, тем больше тормозится инвестиционный процесс, и наоборот, утверждал Дж.М.Кейнс.
Именно высокая ставка рефинансирования, установленная Банком России (8,25% годовых, в то время как в США - 0,25%, а в ЕС - 0,75%) тормозит инвестиционный процесс в российской экономике. Наши либеральные финансисты объясняют сохранение высокой ставки рефинансирования тем, что она непременно должна быть выше уровня инфляции.
Но в США почему-то ставка рефинансирования не выше, а в 10 раз ниже уровня инфляции, и в ЕС такая же картина (может американские и европейские финансисты чего-то не понимают, что "понимают" российские?), но ни ФРС, ни ЕЦБ не повышают ставку рефинансирования, пытаясь "побудить частный капитал к инвестированию".
В России же задача ЦБ прямо противоположная - побудить частный капитал не инвестировать, а вывозить свои капиталы из нашей экономики, чтобы на их место пришел капитал западных ТНК и ТНБ. Этим как раз и занят руководитель Банка России С.Игнатьев - один из авторов дефолта 1998 года.
Ключевым уравнением теории Дж.М.Кейнса является равенство:
ВНП = ПР + И
ВНП - это валовый национальный продукт
ПР - это потребительские расходы
И - инвестиции в экономику.
В США это равенство выглядит следующим образом:
ВНП + ДБ = ПР + И
Сумма потребительских расходов и инвестиций в США оказываются больше ВНП на величину бюджетного дефицита (ДБ), который покрывается за счет продажи американских казначейских обязательств иностранным государствам и эмиссии ФРС ничем необеспеченных долларов ("финансовые смягчения"). Таким образом, США потребляют и инвестируют значительно больше, чем создают сами, что, кстати, подтверждает и текущий счет экономики. В 2007 году в США рост сбережений составлял 14,6% от ВВП, а уровень инвестиций - 19,6%, что порождало дефицит текущего счета, который покрывался за счет продажи казначейских обязательств. После кризиса дефицит текущего счета сократился, но не благодаря более высокому уровню сбережений (который упал ниже показателя в 13% от ВВП) из-за ухудшения в госфинансах США, а благодаря коллапсу в инвестиционной деятельности.
В России всё наоборот - сумма потребительских расходов и инвестиций значительно меньше ВНП и кейнсианская формула выглядит следующим образом:
ВНП - СФ = ПР + И
СФ - это Стерилизационные фонды (ФНБ и РФ).
Существование ФНБ и РФ обуславливает недопотребление россиян, т.к. существенная часть ВНП не возвращается в Россию, стерилизуясь в иностранных ценных бумагах (а
отсюда низкий уровень жизни, слабый потребительский спрос, нищета основной массы населения России и высокий децильный коэффициент). И
основной причиной торможения российской экономики также является стерилизация части ВНП в иностранных ценных бумагах, вследствие чего - недоинвестирование российской экономики и низкие темпы ее развития.
Наши либералы утверждают, что основными источниками "длинных денег", за счет которых и осуществляется инвестирование экономики, являются частные инвестиционные и пенсионные фонды. А вот д.э.н. М.Ершов
убедительно доказал, что основным источником "длинных денег" в экономику США, ЕС и Японии во время и после кризиса 2008 года являются их Центральные банки, осуществляющие эмиссию денег. "Около 90% всех долларов, имеющихся в настоящее время в мире, - утверждает М.Ершов, - в момент своего первоначального появления были эмитированы в результате финансирования различных бюджетных программ. А уже потом эти ресурсы попадают на вторичный рынок и, мультиплицируясь, превращаются в соответствующие агрегаты денежной массы". То есть, прежде чем попасть в инвестиционные или пенсионные фонды, эмитированные ФРС доллары, проходят через государственный бюджет, и только так они попадают в экономику.
Получается парадоксальная ситуация: у России высокий уровень профицита текущего счета экономики и сбережения в 2 раза превышают инвестиции, но она
вынуждена "ходить с протянутой рукой" выклянчивая инвестиции на Западе, т.к. у нас принято "бюджетное правило", а Банк России не имеет права "финансировать различные бюджетные программы", как ФРС или ЕЦБ. У Китая также имеется существенный профицит текущего счета: в 2007 году уровень роста сбережений в КНР составлял 51,9%, а фиксированная ставка инвестиций - 41,7% от ВВП. После кризиса профицит китайского счета экономики несколько снизился, но не за счет снижения сбережений, как в США, а за счет увеличения инвестиций до 49% от ВВП. В то время как Россия "экономит" на инвестициях, китайцы их увеличивают и имеют высокие темпы роста своей экономики, т.к. у них нет "бюджетного правила", а их ЦБ печатает столько юаней, сколько необходимо для обеспечения высоких темпов роста.
Александр Айвазов специально для ИА REGNUM"Подробности:
http://regnum.ru/news/1654009.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.