Нацбанк опубликовал свое видение обращения в нашей стране криптовалют. Позицию регулятора озвучил заместитель председателя Правления Сергей Калечиц. Полного безвластия и вседозволенности в этой сфере точно не будет.
Некоторые ранее никак не урегулированные операции попадают под запрет. Разъяснение главного банка страны на фоне Декрета № 8 выглядит неожиданно жестко, но каждый пункт его четко обоснован.
Единственное законное платежное средство на территории страны – белорусский рубль. Таким образом, использование в стране в этом качестве криптовалют в расчетах между гражданами и субъектами хозяйствования совершенно недопустимо.
Сфера обращения токенов будет строго ограниченной. Как отметил С. Калечиц: «Декрет № 8 не предусматривает возможности совершать сделки по обмену токенов на объекты гражданских прав иные, чем белорусские рубли, иностранная валюта, электронные деньги, другие токены. Запрещается также использование иностранной валюты в расчетах между резидентами Беларуси в сделках с криптовалютами, за исключением операций с операторами криптоплатформ».
Иначе говоря, продажа обычных товаров за криптовалюту является незаконной, и уже совершенные подобные сделки, вполне вероятно, признают ничтожными. Биткоин или этериум можно поменять на белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и другие токены. Причем на валюту их обменивать можно только через специальные компании – резидентов ПВТ. Всё!
Как и предупреждали эксперты, обращение криптовалют все же будет подчиняться законодательству об отмывании преступных денег. Игнорировать его невозможно, иначе наши банки просто не смогут взаимодействовать с зарубежными. С. Калечиц подтвердил этот тезис: «Банкам следует регламентировать контроль за совершением операций с криптовалютами и иными цифровыми знаками в рамках законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем».
Но зато в белорусских банках можно будет открывать счета для получения на них оплаты за проданную криптовалюту или получать такую оплату на уже открытые счета. Этот вопрос как домоклов меч висел над концепцией ПВТ 2.0. Без возможности работы с нормальными банками вся идея развития криптооффшора теряла смысл. Нацбанк это разрешил, хотя и с множеством оговорок.
Если буквально понимать слова высокопоставленного банкира, то юридические лица смогут получать такие переводы только при посредничестве резидентов ПВТ: «Платежи юридических лиц за приобретаемые или отчуждаемые токены смогут осуществляться по сделкам, заключенным через резидентов ПВТ; платежи физических лиц – путем перечисления денежных средств на банковские счета или электронные кошельки владельцев токенов, операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, зарубежных торговых площадок».
Ну и владельцам счетов, куда поступят обычные деньги от продажи криптовалют, придется несладко, к ним отнесутся с особым вниманием. Нацбанк обоснованно относит такие операции к потенциальным источникам угрозы для репутации и международного правового статуса финансового учреждения: «Нормы разработанной Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем и т.п., дополняются положениями об отнесении операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют к лицам, работе с которыми банком присваивается высокий риск по профилю клиента, а систематически осуществляемые клиентами банка финансовые операции с цифровыми знаками – к операциям повышенного риска. Это означает, что банк должен уделять таким клиентам повышенное внимание, проводить расширенные процедуры идентификации, чаще обновлять и верифицировать идентификационные данные, проводить мониторинг операций в режиме текущего контроля».
Как минимум, это означает более высокую плату за обслуживание банком таких клиентов. Нужно создавать целый отдел, который будет выполнять все перечисленные в инструкции задачи.
Текст взят с сайта
https://neg.by/