ЕС, Украина и квоты: полное фиаско Влад Золотарь
2016-02-18 08:14 20335
Прошло не более полутора месяцев с начала работы зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, а украинские экспортеры ощутили то, что и прогнозировали, и во что не хотели верить: зона свободной торговли с ЕС оказалась «системой ниппель». В итоге товары из ЕС пошли в Украину беспошлинно, а сама она получила столь малые квоты на беспошлинную торговлю, что успела их исчерпать в январе-феврале.
Квоты по беспошлинной поставке мяса птицы закончилась в январе, квота на импорт сахара исчерпана на две трети, а украинские экспортеры кукурузы уже к 8 января 2016 года исчерпали годовую беспошлинную квоту (400 тысяч тонн) поставок в Евросоюз. Квота по пшенице и продуктам ее переработки выбрана более, чем на треть. А предприятия, экспортирующие мед, кетчупы и соусы, масло подсолнечное, дрожжи и многую прочую продукцию подвергаются информационным атакам – их обвиняют в наличии в продукции вредных либо запрещенных веществ. Обвинения эти в итоге не подтверждаются, но репутация, в отличие от продукции, воспроизводству не подлежит. Торговые лимиты для основной украинской продукции оскорбительно малы. Для свинины и говядины - 20 и 12 тысяч тонн соответственно, для сахара - 20 тысяч тонн, для яиц 1,5 тысячи тонн. В последнем случае это - в 40 раз меньше тех объемов, которые в прошлом году Украина поставляла в ЕС.
Разговоры о том, что благодаря ЗСТ с ЕС Украина сможет поставлять в Евросоюз 36 видов продукции, столкнулись с реальностью. Квоты малы, ЕС не открыл свой рынок для Украины, которая предварительно потеряла рынки России и Белоруссии, а теперь, в силу транспортной блокады, утратила еще и Среднюю Азию и Балтию.
По словам директора по научной работе Центра экономических исследований Института экономических исследований и политических консультаций Вероники Мовчан, «мясо птицы – это одна из трех позиций, для которых торговля выгодна в рамках квоты и не выгодна вне рамок квоты. Вторая такая квота – это консервированные томаты. Это те тарифные квоты, о которых можно говорить, что ввозные пошлины вне рамок квоты действительно ограничивают торговлю, и что без них объемы торговли были бы выше».
Квоты ЕС ограничивают свободную торговлю, считает и директор Ассоциации «Союз птицеводов Украины» Сергей Карпенко: «Спрос на украинскую курятину в первом квартале составит примерно 100 тысяч тонн, а поставить мы можем согласно квотам 16 тыс. тонн. Поставлять можно целые тушки и получить еще 20 тыс. тонн квоты на год, но тушки в ЕС популярностью не пользуются».
Министерство аграрной политики могло бы начать переговоры о том, чтобы Украине увеличили квоты, и не только по мясу птицы. Только, вряд ли это особо результативная затея. «Мы видим сейчас, что поставлять можем больше, но, к сожалению, заявления европейских комиссаров свидетельствуют о том, что Европа в ближайшем будущем квоты пересматривать не будет», – говорит Сергей Карпенко.
В итоге деиндустриализации Украина становится страной агарного сектора, но именно его продукцию неохотно принимают в ЕС. По словам гендиректора Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Тараса Высоцкого: «у многих аграрных производителей есть опасения, что европейские производители имеют возможность вытеснить украинских. В продовольственной продукции премиум класса может возникнуть конкуренция».
По мнению Тараса Высоцкого, если бы не было тарифных квот, количество экспортеров среди украинских аграриев было бы значительно выше: «Уже некоторые компании анонсировали, что они начнут экспортировать свою продукцию в Европу, количество экспортеров будет расти, и квоты будут заполняться быстрее. Вот и прекрасное поле для вмешательства государства в экспортный процесс». Кому дать – кому не позволить, этот коррупционно-приятный вопрос уже возникает на повестке дня.
За 2016 год только 23 украинских экспортеров получили одобрение в ЕС. Это производители меда, кетчупов, подсолнечного масла. Но… «есть много ограничений, сейчас можно говорить о том, что мы имеем частичный доступ, а не свободную торговлю с Европой», – говорит Тарас Высоцкий. То есть, ситуация, по сути, остается прежней – говорим о ЗСТ, а продавать как раньше – с пошлинами.
Все, что сейчас происходит в отношениях Украины с ЕС – это и вежливый отказ Европы, и усталость от украинских проблем. Товары из Украины не находят себе места в Евросоюзе. В основном, это зерновые культуры, переработка фруктов, овощей, мясо птицы, мед, продукция животноводства. По этим группам мы могли бы экспортировать в ЕС гораздо больше товаров, чем нам разрешили.
Так почему квоты такие маленькие? Потому что в отличие от украинских правителей, подписавших ЗСТ по принципу «вступим, а потом – посмотрим!», европейские лидеры «нес словом, а делом» защищают своих производителей.
Если бы пошлин не было, украинские агропроизводители повысили бы свои доходы на $100 млн. в год. Но, такие страны, как Нидерланды, не просто так проводят посвященные евроинтеграции Украины референдумы.
http://izvestia.kiev.ua/blog/show/84002