Демократия навыворот по-гречески2015/07/09
Как известно, греки придумали демократию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в воскресенье они проводят референдум, чтобы решить, принимать ли финансовую помощь Европейского союза, предусматривающую жесткую экономию для всей Греции.Но на самом деле, в условиях кризиса проведение референдума не самая лучшая идея. Бывают времена, когда действительно нужно интересоваться мнением избирателей, но разгар судьбоносных для страны переговоров не совсем удачный для этого момент. Глупо надеяться на то, что имеющие разные мнения греки выдадут на-гора общую «волю народа».
Во время кризиса эффективная демократия подразумевает способность избранного народом лидера делать то, что он считает нужным, а разбираться с последствиями позже во время последующих выборов. Неспособность премьер-министра Греции Алексиса Ципраса на такой шаг – отнюдь не проявление демократии. Это – безответственное стремление застраховать себя от потери популярности после изменения линии своей первоначальной политики. В любом случае, «воля народа» – это полезная фикция, о чем грекам очень скоро напомнят, если они позабыли.
Для начала давайте вспомним, что еще не было ни одного правительства, которое принимало все свои решения на основе референдумов. Например, в Древних Афинах все свободные мужчины, отслужившие в армии два года, получали право участвовать и голосовать в Народном собрании. Но даже оно избирало должностных лиц, магистратов, которые служили государству на протяжении года и затем отчитывались о проделанной работе.
Современное правительство наделено значительно большими функциями, чем любое древнее, и поэтому испытывает большую потребность делегировать народным избранникам право непосредственного управления. Отчасти вопрос в практичности. Организация референдума, созванного на скорую руку, – дело не легкое.
Но главная причина в том, что во время коллективного принятия решений теряются нюансы. На референдумы выносится вопрос, подразумевающий простое решение: да или нет, вверх или вниз. Однако ключевые правительственные вопросы довольно редко вписываются в такую упрощенную форму решений. Итак, на предстоящем референдуме греки будут думать, принимать ли предложение финансовой помощи, срок которого, к слову, уже истек. А европейские лидеры могут либо продлить это предложение, либо вообще отказать – сейчас или после референдума. В действительности европейцы могут дождаться результатов референдума и затем установить новые сроки для предложения финансовой помощи.
Все это подтверждает очевидное: Европа и Греция все еще в стадии переговоров. А народ неспособен вести переговоры посредством референдума. Конечно, хитрый политик может использовать референдум, чтобы укрепить свои позиции в переговорах. Например, такое часто происходит во время важных переговоров между европейскими странами, когда политические лидеры заявляют своим партнерам, что без всеобщего консенсуса они не смогут оправдать свое решение перед народом. Но это не то, что делает сейчас Ципрас. Иначе референдум проводился бы после заключения соглашения с Европой.
Вместо этого плебисцит проходит как раз во время торгов. И логика действий Ципраса проста. Во время предвыборной кампании он обещал грекам что-то совсем оторванное от реальности – никакой жесткой экономии. И теперь на посту премьер-министра он должен делать то, что требуется от любого политика, – вести себя ответственно, принимая во внимание объективные реалии.
Джордж Буш-старший – классический пример. Произнеся свою знаменитую фразу: «Читайте по моим губам: нет новым налогам», – он смело санкционировал Конгресс повысить налоги, как только это стало необходимо для фискальной системы США. И он за это серьезно поплатился – проиграл последующие выборы. Однако старый добрый Буш поступил очень правильно. Рискуя своим политическим будущим, он вел себя ответственно перед американцами.
Ципрас же не хочет рисковать. Вместо того чтобы принять спасительное предложение Европы, требующее жесткой экономии, и идти на следующие выборы, он хочет снять с себя ответственность перед обществом за новую политику. Даже проведение референдума после достижения соглашения с кредиторами было бы более ответственным решением, чем попытки заранее себя отбелить.
Хуже всего то, что это не сработает. Референдум, как таковой, зиждется на мифе о том, что существует некая воля народа, голос народа, который доносится из избирательных урн. Но нет абстрактного «народа». А есть реальные избиратели. И именно эти избиратели, как правило, имеют разные мнения относительно сложных политических вопросов.
Во время предстоящего референдума голоса греков, скорее всего, разделятся приблизительно поровну. Если большинство избирателей проголосуют за жесткую экономию, это не обезопасит Ципраса от последующей критики или отставки в случае, если план помощи приведет к болезненным ощущениям для экономики Греции.
Если большинство проголосует против, это также не будет означать, что греки отказываются от жесткой экономии. Это всего лишь означает, что половина греков не хотят принимать план помощи и предпочитают довериться случаю и посмотреть, что будет дальше.
Чтобы демократия работала, нам нужно признать простой факт. Избранные нами лидеры должны действовать от имени общества и делать то, что считают нужным, а затем пробовать выиграть выборы еще раз. И если они их проигрывают – это и есть демократия в действии.
Помимо демократии греки также придумали трагедию. Давайте надеяться, что сейчас злоупотребление первой не приведет ко второй.
http://bitnovosti.com/2015/07/09/greece-democracy-wrong-way/