путин фигура созданная пиаром
Когда Путин недавно на десять дней исчез из поля зрения общественности, это вызвало большое удивление, и было немало слухов: говорили о заболевании, о рождении ребенка любовницей, а также о его отстранении от власти. Кремль все это опровергал.
Исчезновение президента было трудно объяснимым, поскольку нынешняя система большей частью опирается лично на Путина. При этом сложно, наблюдая со стороны, сказать, насколько еще сильна власть Путина в России. Является ли он сильным президентом с широкими исполнительскими полномочиями или просто марионеткой в руках враждующих между собой группировок внутри российской элиты? Обе точки зрения имеют достаточно убедительные подтверждения.
С одной стороны, показатели поддержки Путина среди населения по-прежнему остаются высокими. С другой стороны, более строгие законы против таких меньшинств как, например, гомосексуалисты, могут служить доказательством утраты власти, так же как и жесткие меры против оппозиции, предпринимаемые Путиным. Подобные вещи иностранные наблюдатели все больше склонные считать признаками увеличивающегося страха и нервозности.
«Путин является фигурой, созданной пиаром», — отмечает Штефан Майстер (Stefan Meister), программный директор по Восточной Европе и Центральной Азии Немецкого общества внешней политики (DGAP). Он своего рода модератор между враждующими группировками в российской элите — например, между либеральными силами и правыми националистами. «Существующие группировки также оказывают на него влияние при принятии решений, и поэтому редко можно сказать определенно, поддерживает ли их сам российский президент или они служат лишь сохранению его власти».
Такой же точки зрения придерживается Йенс Зигерт (Jens Siegert), возглавляющий представительство фонда Генриха Белля в Москве. «Путин должен принять решение: власть или модернизация — и он совершенно ясно сделал выбор в пользу сохранения своей власти», — отмечает этот эксперт по России.
Опасность исходит не только от враждующих между собой кремлевских группировок, но и от тех людей, которые не согласны с режимом Путина. Хотя российская оппозиция расколота, а попытки либеральной оппозиции объединиться потерпели крах, ей, тем не менее, постоянно удается наносить системе булавочные уколы.
«Очень мало сейчас в России людей, которые пытаются это безумие остановить», — написал в начале этого года Лев Шлосберг в комментарии, опубликованном в газете Welt. Этот оппозиционный политик является депутатом городского совета Пскова (так в тексте — прим. пер.), крупного города на северо-западе России. Он выступает с открытой критикой Путина и существующей системы, созданной российским президентом.
Это система, в которой оппозиционеров запугивают, сажают в тюрьмы или убивают. Многие критики существующей системы молчат или бегут на Запад, как это сделали бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и бывший председатель правления разгромленного нефтяного концерна ЮКОС Михаил Ходорковский. Наблюдатели, однако, полагают, что вряд ли кому-либо из оппозиционных политиков удастся, на самом деле, серьезно дестабилизировать фундамент власти Путина. Гибель Немцова показала, что оппозиции удается мобилизовать людей и выводить их на улицы, однако остается неясным, какую роль она будет играть в будущем.
Система Путина
Еще одна проблема Путина — слабая экономика. «Россия в настоящее время сталкивается прежде всего с экономическими проблемами — и при этом возникает вопрос, как долго население страны готово это терпеть», — отмечает Зигерт. Экономика страны уже в течение многих месяцев находится под давлением санкций, введенных из-за конфликта на Украине. Эта страна находится на грани рецессии, она страдает от санкций, а также от обрушившихся цен на нефть. Валовой внутренний продукт в 2015 году, предположительно, сократится на 0,8%, сообщил в декабре заместитель министра экономического развития Алексей Ведев. До последнего времени речь шла о росте экономики на 1,2%. «Сегодня мы исходим из того, что санкции будут действовать в течение всего 2015 года», — сказал Ведев.
Однако следует исходить из того, что даже отмена санкций не обязательно повлечет за собой улучшение ситуации в российской экономике. «Если посмотреть на вещи трезво, то Россия вновь представляет собой хорошо вооруженное, но, тем не менее, недостаточно развитое и нединамичное государство», — говорит Андреас Умланд (Andreas Umland), старший научный сотрудник расположенного в Киеве Института евроатлантического сотрудничества. — Это и есть ахиллесова пята Путина«. При этом система Путина зависит от доходов, получаемых от экспорта энергоносителей, большая часть которых направляется в Евросоюз. Поэтому российские представители ведут себя на Западе хвастливо и пытаются изо всех сил принизить действенность введенных санкций.
На многих европейцев действует этот блеф, считает Умланд. Когда такие инвесторы как Opel закрывают свои заводы в Санкт-Петербурге и уходят из России, то это на длительный период времени задерживает возможность роста экономики. Эксперты предупреждают даже о возможном крахе российской экономики: Россия, по их мнению, вынуждена сейчас значительно сократить свой импорт, что болезненно воспринимается населением страны. Поэтому российскому обществу грозит «опасная дестабилизация».
«Чем меньше пирог, тем больше нестабильности в системе Путина, — отмечает также Андреас Умланд. — Уже сейчас, вероятно, есть немало верных слуг режима, которые вынуждены мириться с понижением своего жизненного уровня и хотели бы вернуться к статус-кво 2013 года. Если эта группа будет увеличиваться, то фундамент власти Путина в 2018 году может оказаться недостаточным для того, чтобы он стал президентом на четвертый срок».
В настоящее время трудно себе представить Россию без Владимира Путина. Однако растет количество признаков того, что он может отказаться от нового срока. Но пока еще совершенно не ясно, когда это может произойти. «Система основывается на личности Путина, но никто не подготовил ему приемника или правил передачи власти», — отмечает Зигерт. После Путина, по его мнению, к власти придет не столько оппозиционер, сколько умеренный представитель системы Путина.
«Возможно, это будет своего рода второй Дмитрий Медведев, или мы станем свидетелями восхождение к высотам власти бывшего министра финансов Алексея Кудрина или даже второго срока президентства Медведева, — говорит Умланд. — Если, напротив, произойдет фундаментальное переформатирование российского государства, то в таком случае Алексей Навальный, если судить по сложившейся на сегодняшний день ситуации, будет, вероятно, иметь лучшие шансы на то, чтобы взять на себя ведущую роль».