«Пиар, оплаченный кровью»: Скандальный «Закон Савченко» уже не актуален. Обитатели следственных изоляторов Украины пребывают в шоковом состоянии – Верховная Рада, в первом чтении и в целом, приняла законопроект, отменяющий так называемый «Закон Савченко». Если президент Украины Петр Порошенко подпишет документ, то день пребывания подследственного в СИЗО уже не будет засчитываться, как два в тюрьме.
Абсолютно популистский и крайне рискованный «Закон Савченко», разработанный нардепом Надеждой Савченко под впечатлением от пребывания в российском следственном изоляторе, являлся частью масштабной пиар-кампании, имевшей цель – слепить из бывшей украинской военнослужащей национального героя. А потому, рассматривать сам закон и ту ситуацию, которую он за собой повлек, в отрыве от личности автора, было бы в корне неверно.
Итак, не секрет, что «героиня Украины» оказалась для власти сущим разочарованием. Вместо того, чтобы и дальше работать бессловесным символом, Савченко, вернувшись на Украину, стала вести себя ровно также, как в российском суде – изобличать, критиковать и дерзить «уважаемым людям». В результате чего, она быстро пропала из всех провластных средств массовой информации, а представителями этой самой власти, была неформально объявлена «агентом Кремля».
Довольно скоро, опасаясь падения рейтингов, от Надежды Савченко отказалась парламентская фракция «Батькивщина» Юлии Тимошенко, забравшаяся в Верховную Раду именно благодаря включению «узницы совести» в свои списки. Затем, с разницей в один день, Надежду Савченко исключили сперва из постоянной делегации украинского парламента в Парламентской ассамблее Совета Европы, а после – из парламентского комитета по национальной безопасности и обороне. Странно, к слову, что после сравнительно недавнего визита на территорию Донецкой Народной Республики, у Савченко все же не отобрали депутатскую неприкосновенность. Притом, что откровенные намерения сделать это в политических кругах Украины, определенно были.
И, в данном случае, отмена «Закона Савченко» - это финальный этап деконструкции героического образа, созданного плеядой киевских пропагандистов и других причастных. Из нее, дескать, не только «патриот» никакой (ведь критиковать действия «правильной» власти – занятие для агентов Москвы), но и законодатель – так себе.
Нужно напомнить, что на момент принятия «Закон Савченко» преподносился общественности, как нечто прогрессивное и сугубо европейское. Ведь если день пребывания в следственном изоляторе будет приравниваться к двум в тюрьме, то коррумпированные судьи и прокуроры больше не смогут затягивать процесс рассмотрения уголовных дел, вымогая у подследственных деньги.
Это, разумеется, логично, однако же, во-первых, не секрет, что после «майдана» судебная и правоохранительная системы Украины пришли в упадок и дела отнюдь не всегда рассматриваются долго из-за чьего-то стремления поживиться. А, во-вторых, подследственные, осознав собственную выгоду, стали намеренно затягивать свое пребывание в СИЗО. Вспомнить, к примеру, дело военных преступников из печально известной спецроты МВД «Торнадо». Они даже не пытались скрывать, что пытаются срывать судебные заседания, дабы максимально скостить гипотетические сроки тюремного заключения.
Пока госпожа нардеп щеголяла перед объективами телекамер украинских СМИ в ореоле славы и с голыми пятками, обращать внимание общественности на риски, связанные с принятием ее законодательной инициативы, считалось дурным тоном. Однако же, стоило Надежде Савченко обрушиться с критикой на президента Украины Петра Порошенко, а также других видных провластных политиков, как стали всплывать интереснейшие факты.
Так, в январе нынешнего года, украинские журналисты обратили внимание на тот удивительный факт, что за время действия «Закона Савченко», на свободу раньше срока вышли 8,7 тысяч заключенных. Более тысячи из них были осуждены за совершение тяжких преступлений. И за 2016-й год, теми, кто вышел на свободу в рамках данного закона, было совершено 55 убийств.
К примеру, так называемый «александровский маньяк», стоило ему оказаться на свободе, успел до смерти замучить четверых детей. Во Львовской области, женщина, сидевшая за разбой, выйдя на свободу, тут же убила пенсионера. И подобных случаев уже не один десяток. Более того, даже если президент подпишет документ, отменяющий «Закон Савченко», то, по словам специалистов, еще около шестидесяти тысяч заключенных успеют выйти на свободу досрочно.
Я полностью приветствую решение, которое 18 мая приняли депутаты. «Закон Савченко» вносил дестабилизацию в систему уголовного права и давал возможность организованной преступности пополнять свою армию проверенными бойцами», - рассказал украинским журналистам бывший руководитель пенитенциарной службы Сергей Старенький, добавив, что менее, чем через три-пять лет, положительных изменений от отмены данного закона, украинцы не увидят.
Хватает, впрочем, и противников отмены «Закона Савченко». Он, дескать, разработан согласно нормам, действующим в развитых странах Евросоюза. Речь, правда, идет, как правило, об адвокатах, привыкших смотреть на проблему лишь с одной стороны. В то время, как у этой монетки есть и «решка».
Сама же нардеп признает, что правоохранительная система Украины оказалась не готова к подобным инновациям, а потому закон следует доработать. Все нормально. Какие проблемы? Когда на комитете принималось решение и правки в закон, я присутствовала и сказала, что с такими нормами можно согласиться, потому что действительно нужно дать следователям время на расследование, разумные сроки – год. Этого стоило ожидать, так как нужно реформировать всю правоохранительную систему, а не только выборочно ставить один закон и потом на него валить все грехи. Поэтому этот закон как раз сейчас балансирует между той системой, которая есть и в которую надо перейти», - прокомментировала ситуацию Надежда Савченко.
Проблема же, на самом деле, кроется значительно глубже. Ведь профильным специалистам изначально было очевидно, что принятие «Закона Савченко» - решение, мягко говоря, преждевременное и недальновидное. Однако же, украинский политический бомонд, как обычно, пренебрег интересами общества ради пиара, международного внимания и персональных политических бонусов. А то, что за это пришлось расплатиться кровью простых украинцев – не беда. Бабы, как известно, еще нарожают."