А пока ждем ответов от ведомств о состоянии регулирования на 2021 год кратко опишу уже имеющиеся позиции ведомств, которые были сформированы ранее принятия Закона о ЦФА и по которым происходило (и происходит) регулирование до появления более детального регулирования:
2014Документы:
- Информация Банка России от 27.01.2014 "Об использовании при совершении сделок виртуальных валют, в частности, Биткойн"
- Информационное сообщение Росфинмониторинга от 08.02.2014 "Об использовании криптовалют"
Содержание:
Криптовалюта признавалась инструментом вовлечения лиц в преступную деятельность, а сделки с ней - носящими спекулятивный характер, что влечет их квалификацию как сделок, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Де-факто указанная информация была воспринята банками с самого начала 2014 года как указание на то, что транзакции с отсылками к криптовалютам отнесены к категории рискованных и должны блокироваться. С этого момента открыть счет в банке РФ для проведения операций с криптовалютами стало фактически невозможно.
На моей практике в 2016-2017 годах были случаи блокировок счетов отдельных физических лиц с применением этих разъяснений в совокупности с положениями 115-ФЗ, попытки оспорить это как в административном, так и в судебном порядке не увенчались успехом и эти лица по-прежнему числятся в реестрах лиц, которые не смогут открывать счета в российских банках. Не буду оправдывать неосмотрительность указанных лиц, но многие из этих проблем можно было бы избежать при своевременном и верном выстраивании отношений с контрагентами и банками.
Тем не менее, для менял того периода это был отчетливый сигнал от регулятора о том, что сделки подобного рода будут негативно расцениваться. В примечаниях к платежам перестали указывать "за покупку 1 биткоина" и подобные комментарии, обмен ушел в тень с применением соответствующих методов защиты от подобных неприятностей.
2017Документы:
- Информация Банка России от 04.09.2017 "Об использовании частных "виртуальных" валют (криптовалют)"
Содержание:
Криптовалюта - это валютная ценность (как иностранная валюта, например). Покупка и продажа криптовалюты является валютной операцией и должна осуществляться через счета резидентов РФ, открытых в уполномоченных банках.
Подобный подход породил в своей время волну слухов о скором открытии биткоин-банкоматов, но это так и не получило реализации.
2018-2019Документы:
- Письмо Минфина РФ от 17.05.2018 №03-04-07/33234
- Письмо Минфина РФ от 08.11.2018 №03-04-07/80764
- Письмо ФНС РФ от 27.11.2019 №СД-4-3/241672 "О разъяснениях налогового законодательства Российской Федерации"
Содержание:
Криптовалюта - это товар, налоги исчисляются по общему правилу без каких-либо изъятий: налог должен быть уплачен с положительной разницы между ценой приобретения и ценой отчуждения криптовалюты.
Применение налогового вычета при владении криптовалютами более 3 лет (как при владении имуществом), по мнению Минфина РФ, не предусмотрено.
Отдельно стоит рассмотреть
жизненный путь законопроекта №419059-7 (ссылка на сайт ГД РФ
https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 ), который позднее превратился в Закон о ЦФА. Конечный текст данного документа очень серьезно отличался от его первоначального (да и промежуточных тоже). Чтобы не перегружать текст лишними юридическими деталями (не хочу чтоб мой текст заменял кому-то снотворное), то я отмечу несколько моментов, которые могут дать понимание общего направления законодательной мысли в ГД РФ:
- Изначальное значение понятия цифровых финансовых активов (ЦФА) было изначально для обозначения двух типов ЦФА: криптовалюты и токенов. Позднее (в середине 2019 года) от этого отказались и ЦФА стало нести совершенно другое значение, а для криптовалют ввели термин "цифровые валюты". В совокупности с исключением положений о цифровых правах и цифровых деньгах из законопроекта внесения изменений в гл.6 ГК РФ, можно сделать вывод о перемене направления планируемого регулирования в сторону повышения консерватизма примерно летом 2019 года.
- Указанный выше законопроект по внесению изменения в ГК РФ так же потерял из своего содержания указание на то, что цифровые деньги могут быть приняты как средство платежа по соглашению сторон сделки, что было почти одновременно учтено в законопроекте о ЦФА. Взамен этого были добавлены нормы противоположного содержания, превратившиеся в п.5 и п.7 ст.14 Закона о ЦФА (которая прямо запрещает получать оплату цифровой валютой и информировать об этом публично).
- Резкий всплеск интереса к законопроекту летом 2020 года: находившийся на рассмотрении с начала 2018 года законопроект в этот период меньше, чем за 10 дней прошел стадии от второго чтения до публикации. Такая резкая смена темпа рассмотрения указывает на повышенный интерес к законопроекту именно в эти дни.
- Принятая конечная редакция данного закона была сформирована под влиянием консервативных подхода к явлению криптовалют и отсутствия какого-либо эффективного метода принудительного исполнения норм закона. Это находит свое отражение в отказе от судебной защиты прав на цифровые валюты в случаях, когда такие активы не были задекларированы. Внесение изменений в иные законы (в том числе законы о банкростве и о противодействии отмыванию денег) оставило больше вопросов, чем ответов. Что, в целом, является логичным результатом выбора пути регулирования с помощью консервативных методов и учета удобства регуляторов вместо удобства рынка.
Чуть позднее буду потихоньку дополнять эту тему полезной юридической информацией насчет правового регулирования криптовалют (и смежных отраслей) в РФ и на международном уровне. Если будет интерес - опишу возможности работы в иностранных (дружественных к крипте) юрисдикциях.