https://sgolub.ru/publications/rand_cryptocurrencies/Откуда тогда взялась у главного мозгового центра Америки нужда в обсуждении криптовалют в контексте национальной безопасности? Неужели у террористов случилась нехватка наличности? При их-то миллиардодолларовых оборотах оружия и наркотиков? Верится с трудом.
Тревогу РЭНД вызывает не биткоин, дефектам анонимности и безопасности которого посвящена добрая половина доклада, а криптовалюты нового поколения, в которых анонимность и безопасность транзакций выведена на иной — не сопоставимый с биткоином и эфиром — уровень.
В докладе нет анализа криптовалют нового поколения, однако их называют по имени —
BlackCoin, Monero, Zcash. Читателям дают понять, что террористы уже сегодня могли бы успешно задействовать эти криптоинструменты в своих финансовых схемах.
Террористы, однако, не задействуют. С чего бы это? Версию докладчиков изложу чуть позже, пока же хочу обратить внимание на плавное перетекание темы “криптовалюты и террористы” в тему “криптовалюты и трансграничные переводы”, которое мы наблюдаем в середине доклада РЭНД.
Смещение акцентов сопровождается столь прозрачным обоснованием, что невозможно удержаться от цитирования: “У Казначейства США есть доступ к уникальным финансовым данным, связанным с переводами денежных средств в рамках международной финансовой и торговой системы, и этот доступ очень ценен для борьбы с нелегальными денежными потоками. Этому доступу угрожает опасность из-за подрыва финансовой системы со стороны криптовалют, которые могут бесконтрольно перемещаться по миру по каналам вроде Ripple, находящимся за пределами традиционной финансовой системы”.
Теперь всё становится на свои места. Криптовалюты стали врагом национальной безопасности американского государства не по вине террористов, которым наличных денег хватает за глаза, а из-за неконтролируемого канала трансграничных переводов. Причем переводов не столько самих криптовалют, сколько национальных фиатных денег (по схеме: отправитель покупает за местную наличность крипто — переводит крипто на кошелек в другом государстве — адресат обменивает крипто уже на свою местную валюту).
Нужно сказать, что корпорация РЭНД абсолютно права в своих опасениях. Потому что неконтролируемая система переводов реально представляет смертельную угрозу для мирового финансового истеблишмента.
Уместно будет вспомнить, что именно ради избавления от финансового истеблишмента вся движуха с криптовалютами изначально и затевалась.
Сегодня в мейнстримном информационном поле акцент делается исключительно на блокчейне, а криптовалюты изображаются мелким приложением к великой технологии.
Вы не поверите, но в “библии биткоина”, т.н. Белом документе (White Paper) Сатоши Накамото, о блокчейне не говорится ни слова! А всё потому, что Накамото был одержим именно идеей создания новой финансовой системы — децентрализованной, неподконтрольной и анонимной, которая рано или поздно должна будет уничтожить кредитные фиатные деньги, контролируемые государством руками центробанков.
Между прочим, названные компоненты — децентрализованность, неподконтрольность и анонимность — это главные прикладные ценности криптовалют, которые напрочь лишены внутренней стоимости и потому являются точно таким же фиатом, что и все современные кредитные деньги.
..
Нужно быть слепым (либо притворяться), чтобы не видеть очевидное: криптовалюты — смертельный враг кредитно-фиатной денежной системы, утвердившейся за последние 50 лет во всем мире.
Можно сколько угодно заигрывать с крипто, пытаться адаптироваться к ней или переделывать на свой лад, но невозможно уйти от неизбежной прямой конфронтации старой и новой финансовых систем.
На днях главный криптоспектик планеты, финансист Нуриэль Рубини, предостерег участников конференции в Южной Корее от излишнего оптимизма по поводу экспериментов национальных центробанков с собственными криптовалютами.
Рубини убежден, что ни один Центробанк не пойдет на использование открытого блокчейна, поскольку принцип открытости противоречит философии сложившейся финансовой системы. Даже если государства когда-нибудь создадут собственные криптовалюты, все они будут централизованы и подконтрольны.
По мнению Рубини у независимых криптовалют незавидная судьба: как только их оборот выйдет на серьезный уровень, государства планеты объединятся и уничтожат и коины, и их блокчейны.
Показательно, что в докладе РЭНД звучит мотив, аналогичный Рубини: для успешного контроля и регулирования криптовалют требуется кооперация национальных спецслужб.
РЭНД даже формулирует подобие сверхзадачи: рано или поздно криптовалюты придется объединять в универсальном правовом реестре. Коины, которые откажутся от централизованной регуляции, следует маргинализировать.
Видимо таким способом РЭНД и надеется победить “терроризм”.
Кстати, о терроризме. Я обещал рассказать читателям,
как докладчики РЭНД объясняют нежелание мирового бинладенства задействовать криптовалюты нового поколения в своих финансовых схемах.
Объяснение это столь анекдотичное, что читатель вряд ли поверит на слово. Потому цитирую: “Криптовалюты гораздо менее детерминированы и гораздо более динамичны (в сравнении с официальными финансовыми системами – СГ), поэтому очередной инновационный виток развития с высокой вероятностью предоставит террористическим группам возможность обхода средств мониторинга (со стороны государства и центробанков – СГ). С другой стороны, криптовалюты — это область, требующая профессиональной искушенности (sophistication). Отмывание денег, проведенное искушенными профессионалами, может, и будет сложно отследить, однако технический уровень многих террористических групп вряд ли подходит для данной деятельности”.
Оценили глубину анализа? То-то же. Такие вот выводы делает после 100-страничного анализа крупнейший мозговой танк Америки.
...
Идея РЭНД об объединении спецслужб, равно как и уверенность Нуриэля Рубини в том, что государства дружно удушат альтернативные криптоканалы для трансграничных финансовых операций, на поверку оказываются весьма зыбкими.
Анонимное использование биткоина, говорится в докладе РЭНД, затруднено благодаря жесткой регуляции в США, Европе и Китае. Стоит, однако, провести сделку на территории страны, в которой регуляция ослаблена либо вообще отсутствует, как сразу возникают проблемы с отслеживанием данной транзакции.
Еще большую опасность представляют
децентрализованные криптобиржи, первая из которых — Binance DEX — вводится в эксплуатацию уже в апреле 2019 года.
Каковы шансы на “объединение спецслужб”? Боюсь, что ничтожные. Даже Океании Оруэлла, утвердившей свою гегемонию на планете, постоянно приходилось конфликтовать с мелкими Остазией и Евразией.
Стоит какому-нибудь Мухостану завести на патефоне собственную пластинку, как эффективность усилий по удавливанию трансграничных криптопереводов сходит на нет.