попалась статеечка про первые "аппаратные закладки" когда "микросхемы были большие". сколько мозгов и человеко-часов было вложено.. а сейчас - наверняка гораздо больше
https://kiwibyrd.org/2020/01/15/20h12/Дело происходило в годы Холодной войны, в конце 1970-х. В СССР один за другим происходили аресты американских шпионов, но вот как их выявляли – это было для разведки США предметом великой озабоченности. Первый прорыв к пониманию произошел вместе со случайным открытием, когда в трубе дымохода московского посольства обнаружили замаскированную нишу. Внутри этой ниши находилась необычная антенна типа «волновой канал», которую можно было поднимать и опускать с помощью шкивов. Антенна имела три активных элемента, каждый из которых был настроен на разные длины волн. Но что за цель была у этой антенны? И какие передатчики она слушала?
Ганди бился над этими вопросами несколько лет, не только озадаченный собственно технологией, но и постоянно попадая то под удары подковерных войн между американскими спецслужбами, то под бдительную опеку советского КГБ. В какой-то из моментов своих исследований он даже получил строгое предписание сворачивать свою работу. Предписание исходило из ЦРУ, которое наряду с Госдепартаментом имело полномочия по обеспечению безопасности посольства. Госдеп и ЦРУ были вовсе не убеждены, что в посольстве удастся найти вражеские передатчики. Да и регулярные сканирования эфира на предмет излучений от жучков не показывали ничего тревожного.
И только когда Ганди получил письмо-мандат от президента США Рональда Рейгана, наделившего его расследование всеми нужными полномочиями, инженер получил возможности для конкретных решительных действий. В 1984 году вся электронная техника посольства – куча оборудования общей массой примерно 10 тонн – была под охраной вывезена обратно в США. И уже там каждый из аппаратов был разобран и просвечен рентгеном.
Лишь после десятков тысяч бесплодных просвечиваний один из техников заметил крошечную катушку проволоки внутри блока включения/выключения питания пишущей машинки IBM Selectric. Ганди заключил, что эта катушка работала как понижающий трансформатор, дающий низковольтное питание для чего-то еще внутри машинки. Углубляясь по проводу в схему машины, постепенно они обнаружили целую серию модификаций, которые были спрятаны настолько искусно, что успешно избегали все предшествовавшие попытки выявления.
Цельная алюминиевая планка, служившая частью структурного каркаса пишущей машинки, была заменена, как выяснилось, на другую – которая выглядела точно так же, но внутри была пустотелой. Внутри же этой полости находились электронная схема на плате и шесть магнитометров. Эти магнитометры отслеживали движения крошечных магнитиков, которые были встроены в механизм поворотов и сдвигов печатающей сферической головки с литерами. Иначе говоря, таким образом фиксировались движения головки, уникально сопровождающие нажатие кнопок клавиатуры и печать на бумагу каждого конкретного знака текста, вводимого на машинке.
Другие компоненты пишущих машинок, такие как пружины и винты, были также модифицированы, чтобы доставлять питание спрятанным схемам и служить в качестве антенн. Информация о нажатиях на клавиши машинки накапливалась и отправлялась краткими импульсами сжатых и зашифрованных пакетов в передачах, постоянно прыгавших с одной частоты на другую.
Наиболее же интересным, возможно, было то, что такие передачи происходили на маломощном уровне в узком диапазоне частот, занятых обертонами модуляции мощных каналов советского телевидения. Эти ТВ-сигналы забивали шпионские передачи и маскировали их от выявления сканерами службы безопасности посольства. Но при этом умная конструкция загадочной антенны на крыше и соответствующая электронная фильтрация сигналов позволяли КГБ выделять нужную информацию о нажатиях на клавиши пишущих машинок…
Завершает же текст рецензии такой пассаж, цитируя его дословно:
Когда всё это было, наконец, обнаружено и понято, то Ганди, по его воспоминаниям, откинулся на спинку кресла и пережил необычные по силе эмоции – чувства близости и родства с советскими инженерами, разработавшими столь изобретательную систему. Это было то же самое чувство, по сути, которое всякий подлинный инженер испытывает при знакомстве с любой воистину остроумной и новаторской конструкцией, в независимости от того, создал её коллега или конкурент. Ибо это такие моменты, когда видишь, как технология преодолевает все известные пределы и ограничения, когда казавшееся невозможным вдруг оказывается выполнимым.
Ганди и его неизвестные советские оппоненты работали с технологиями 1970-х годов. Вы только представьте себе, какие пределы будут преодолены уже завтра!