Ещё совсем недавно мы теоретизировали, может ли биткойн стать мировой резервной валютой. На фоне постоянных запретов, ограничений и жёстких высказываний представителей разных экономических ведомств разных стран казалось, что вряд ли это будет происходить в ближайшее время.
Однако вчера парламент Северной Каролины
принял билль о том, чтобы местное казначейство изучило вопрос возможности хранения части золотовалютных запасов в криптовалютах «вроде биткойна».
В принципе, уже довольно давно известно, что государства хранят существенные количества биткойнов на своих кошельках. Те же США считаются одним из крупнейших государственных владельцев биткойнов.
По данным Форбс, на контролируемым правительством этой страны находится 207 189 биткойнов. Но все эти монеты были изъяты в ходе разбирательств по различным преступлениям, так что вряд ли назовёшь это инвестированием. То же самое относится и к, возможно, крупнейшему владельцу биткойнов из государств — Болгарии, которая
может владеть порядка 213 тысячами изъятых биткойнов, но об этих биткойнах нет публичных данных.
Однако последнее время мы всё чаще узнаём, что различные государства либо уже давно тайно инвестируют в биткойн, либо, как Северная Каролина, собираются в ближайшее время делать это открыто. Здесь очевиден пример Сальвадора, который сосредоточил на своих адресах уже, по официальным данным, свыше 2 тысяч биткойнов, но это более широкая тема, потому что Сальвадору биткойны нужны не только для инвестирования, но и для обеспечения движения средств, поскольку для страны биткойн является законным платёжным средством.
Кто ещё? Бутан! В этом году неожиданно
выяснилось, что государственная компания Druk Holding & Investments уже несколько лет занимается майнингом биткойна. Часть намайненных монет компания продаёт для обеспечения собственно расходов на майнинг, а часть сохраняется как инвестиция в биткойн. Сколько конкретно накопила биткойнов страна, неизвестно. Неизвестно также, как много государств уже делает тайком то же самое.
Также есть страны, которые всё ещё не спешат делиться информацией о том, владеют ли они биткойнами и в каких объёмах. Та же Венесуэла несколько лет назад в качестве инструмента обхода санкций
думала об использовании биткойна, однако официальных подробностей нет. Аналогичная ситуация и с КНДР: не является большим секретом, что страна использует криптовалюты для обхода санкций, но публичных достоверных подробностей нет.
По некоторым оценкам, различные государства в сумме уже сейчас могут контролировать до 8% биткойнов.
При этом постепенно растёт число стран с глубоким регулированием обращения криптовалют, поэтому я бы ожидал, что мы всё чаще будем слышать новости о том, что различные государства инвестируют в биткойны тем или иным способом. А с ростом различных финансовых инструментов типа ETF делать это правительствам станет ещё удобнее.
Как думаете, какие преимущества и угрозы для нас, для биткойна, для самих государств несёт возможное дальнейшее использование биткойна государствами в качестве одного из вариантов золотовалютных резервов?