http://sgolub.ru/publications/libra/Химера Либры. Что не так с криптовалютой ЦукербергаОпубликовано 02/07/2019 автором Сергей Голубицкий
Для полноценных криптовалют Либра не конкурент, а долгожданный mainstream appeal, привлекающий внимание широкой общественности к ключевым концептам криптоэкономики.
...
Либра триумфально явила себя миру, но, увы, в обличии химеры: львиную голову олицетворял консорциум инвесторов, представленный гигантами финансового истеблишмента; драконий хвост нервно пульсировал, будто заигрывая с криптовалютами и блокчейном;
туловище козы досталось самому Марку Цукербергу.
...
В английском юридическом языке есть выразительное слово – misnomer, которым обозначают имена, искаженные в документации. Либра – идеальный misnomer.
Нам сказали, что это криптовалюта с собственным блокчейном.
В реальности деньга Цукерберга является криптовалютой не больше, чем 10-я Лотерея Осоавиахима 1935 года.
Что касается блокчейна Либры, то в нем нет ни блоков, ни чейнов (цепочек), потому что
это вообще не блокчейн, а распределенный реестр, который использовали в корпоративном бизнесе лет за 20 до того, как мир впервые услышал имя Сатоши Накамото....
Дальше больше. В полноценном блокчейне гарантия невмешательства центра и отсутствия внешнего влияния обеспечивается статусом инклюзивности (permissionless), который позволяет любому желающему подключиться к системе, стать нодом (узлом) и контролировать транзакции, не спрашивая на то ни у кого разрешения.
Распределенный реестр Либры эксклюзивный (permissioned), поэтому к контролю допущены не ноды, а официально уполномоченные валидаторы – как, впрочем, только и принято в традиционной банковской системе.
В настоящее время у Либры 27 валидаторов, среди которых числятся такие видные борцы с финансовым истеблишментом как
Visa, MasterCard, PayPal, eBay, Uber и Vodafone. За право разруливать транзакции
псевдокриптовалюты каждый из валидаторов инвестировал в развитие проекта 10 миллионов долларов.
Да что там валидаторы: в реестре Либры вообще нет ни одного азбучного признака полноценных криптовалют и блокчейнов. Он не децентрализован, не открыт, не публичен, не устойчив к цензуре, не нейтрален, не безоткатен и ни трансграничен.
...
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков уверил, что использование Либры в качестве платежного инструмента в РФ будет запрещено.
Либра, впрочем, не в претензии, ибо четко знает свое место в мировом истеблишменте: почти одновременно с анонсом проекта представитель компании заявил, что услуги не будут предоставляться в странах, на которые распространяются американские санкции, а также там, где правительства не жалуют альтернативные денежные системы. Например, в Индии, которая, в теории, вполне могла бы стать ключевым бенефициантом Либры.
В Индии проживает 260 миллионов пользователей Фейсбука, при этом банковские счета использует незначительная часть населения. Казалось бы, идеальное сочетание. Тем более, что основная социальная миссия Либры, заявленная в вайтпейпере – предоставлять финансовые услуги жителям планеты, лишенным возможности пользоваться традиционным банкингом.
У Либры, однако, нет и никогда не будет возможности реализовывать собственные проекты без оглядки на старших по званию.
Криптоэкономика изначально была задумана как альтернатива существующей в мире финансовой системы, и это обстоятельство не может не вызывать враждебную реакцию со стороны банковского истеблишмента и политических элит, этот истеблишмент обслуживающих.
Однако у криптовалют есть серьезный щит, защищающий их от потенциальных репрессий – это уже помянутая децентрализация, инклюзивность и публичность блокчейна.
Либра со своим
псевдоблокчейном лишена элементарных средств защиты от внешнего давления: вот он – офис, вот – дата-центр, вот – сервер, вот – доменное имя. Приходи, распоряжайся, регулируй, арестовывай, штрафуй....
если с неанонимной, централизованной, интегрированной в мировую банковскую систему Либрой будет удобно, Джон-Вася-Жан-Хуан ни за какие коврижки не полезет в криптоджунгли. Тем более, когда СМИ денно и нощно льют ему в уши ужасы про бинладенов, скупающих педофилов за биткоины.
У Либры, тем не менее, может появиться реальный
конкурент. Разумеется, это не биткоин, а дуровский TON/Gram, который обещают запустить на полгода раньше самой Либры.
Дело в том, что
TON/Gram, хоть и не блюдет безупречно заповеди кошерного блокчейна, тем не менее, соответствует, в отличие от Либры, криптовалютному канону.
...
Для традиционных финансовых элит Запада Либра — полезный первопроходец, тестирующий технологии, которые рано или поздно будут адаптированы бизнесом этих элит.
Единственные проигравшие в этой истории — это властные элиты государств, находящиеся в концептуальной (
Россия, Иран, Сев. Корея) и экономической (Китай) оппозиции к западной цивилизации.
Равно как и страны, до сих пор не излечившиеся от колониального синдрома и оттого усматривающие в любых технологических инновациях угрозу национальной независимости (
Индия). Для всех них Либра — непрошеный раздражитель, поэтому ничего, кроме запретов от адептов исторического самоогораживания ожидать не приходится.