Поскольку последнее время в обсуждениях возрос интерес к теме «грязных» биткойнов, давайте обсудим их в отдельной теме.
Итак, откуда вообще возникла идея того, что биткойны (а по факту и любые другие криптовалюты) могут быть «чистыми» и «грязными»? Ведь в Белой Бумаге Сатоси Накамото ничего такого не писал. И, если поискать в сети, то до 2014 года нет никаких упоминаний о «грязных» биткойнах. Да, публикации о том, что грязные деньги могут отмываться через криптовалюты, уже бывали, но сами биткойны по сортам никто не пытался разделять.
Потом в июне 2014 года вышел доклад
«Виртуальные валюты: ключевые определения и потенциальные риски ПОД/ФТ» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), где отмечалась растущая популярность Биткойна и других виртуальных валют, а также отмечались риски, связанные с отсутствием государственного или иного централизованного контроля. Фактически этот доклад можно считать отправной точкой для развития процедур ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, по-английски — AML/CFT) в сфере работы с криптовалютами. За последующие годы активно внедрялось законодательство, требующее от централизованных организаций, работающих с криптовалютами, активно участвовать в ПОД/ФТ, в том числе запрашивая у своих клиентов достаточную для идентификации верификацию (KYC, Know Your Customer, Знай Своего Клиента).
Поскольку блокчейн Биткойна полностью прозрачен, то каждую транзакцию можно отследить до момента эмиссии конкретных сатоши при майнинге, т.е. до самого начала. В результате, любые дольки монеты, которые были украдены при взломах бирж или других структур, работающих с криптовалютами, которые предположительно поучаствовали в финансировании террористической или иной противоправной деятельности, а также были использованы для противоправной деятельности (типа торговли наркотиками, оружием или чем-то подобным), могут быть отслежены на всём протяжении их движения. Те монеты, которые обоснованно или предположительно были использованы злоумышленниками начали называть «грязными». При этом попадение таких монет на адрес с другими монетами делает «грязными» и другие монеты, полежавшие с ними на одном адресе даже мгновение. При этом человек, добросовестно получивший «грязные» монеты в ходе обычной деятельности, вполне может столкнуться с проблемами вплоть до обвинений в соучастии в отмывании грязных денег.
По отдельным исследованиям получается, что, скажем, в 2018 году 46% биткойн-транзакций было связано с преступными действиями, так что по цепочке связать с теми или иными преступлениями, вероятно, можно будет большую часть всех биткойнов, не поступивших напрямую от майнинга.
В итоге оказывается, что при очень строгом контроле за движением средств, полученных преступным путём, придётся блокировать практически все транзакции и практически все адреса. Но так, разумеется, делать никто не хочет, и на арену выходят разные аналитические организации типа Chainalysis, CipherTrace и Elliptic, которые отслеживают «уровень риска» для поступающих с конкретной транзакцией биткойнов. Поскольку методы оценки они фактически разрабатывают самостоятельно, то предугадать, кроме как заплатив им за исследование, какие конкретно биткойны покажутся им «грязными», практически невозможно. В зоне риска находятся все, кроме, пока что, разве что майнеров, которые получают изначальные монеты.
При этом, если вы обнаружили, что к вам поступили «грязные» биткойны, то попытка избавиться от них через миксеры или другие способы, даже если вы получили свои биткойны добросовестно, может приравниваться к отмыванию денег, поэтому нередко можно встретить совет не пытаться отмывать биткойны, а либо их бросить, либо попытаться доказать чистоту происхождения, чтобы снять дальнейшие вопросы. При этом,
по статистике Chainalysis, 90% пользователей миксеров используют их для повышения уровня своей конфиденциальности и не имеют отношения к преступлениям.
Итак, разделение криптовалют в рамках одного и того же блокчейна на «чистые» и «грязные» является прямым следствием попытки государств установить контроль над децентрализованными деньгами. Попытка формального следования принципам ПОД/ФТ, включая, например, действующую с 2020 года Пятую директиву ЕС по борьбе с отмыванием денег (AMLD5), приводят к различных эксцессам в виде блокировок вполне добросовестных транзакций при поступлении их на биржи или в обменники и дальнейших крайне неприятных разбирательств с затребованием откровенно избыточной верификации.
Давайте обсуждать, кто какие риски или наоборот, перспективы видит в разделении биткойнов на «чистые» и «грязные», какие есть интересные примеры проявления этой концепции и т.д.